Будем ездить с желтыми номерами?

Несмотря на то что казахстанский рынок уже давно забит под завязку и рухлядью, и “социальными” авто по приемлемым ценам, грядущее “1 июля” вызвало панику в рядах водителей. Многие начали судорожно искать возможность запастись “железом” впрок. Не поддаться массовому психозу  было непросто. Все знакомые искали “выгодные варианты”. Рынок отреагировал на такое настроение клиентов растущей ценой и искусственно созданным дефицитом. Хорошие машины продавцы стали придерживать.

Мы обзвонили несколько старых объявлений – машины не продавались всю зиму, а тут вдруг по мановению волшебной палочки все разошлись. Или продавцы открыто сообщали, что машину с продажи сняли – ждут лучших времен. Все это накалило ситуацию до предела. И стало смахивать на ажиотаж с недвижимостью, который, как известно всем, оказался впоследствии просто мыльным пузырем. В среднем цены на внутреннем рынке Казахстана сейчас выросли на 3–5 тысяч долларов на самые ходовые подержанные авто. Некоторые продавцы, как в рулетке, поставили совсем фантастические цифры в объявлениях, предлагая купить машину за две цены. А вдруг повезет, крышу-то у народа сносит. Все бегают, занимают деньги. Банки, кстати, тоже отреагировали на ситуацию.

Сразу несколько небольших банков позвонили мне и предложили взять кредит без залога на неотложные нужды. “Может быть, автомобиль возьмете, мы три миллиона даем под 15 процентов!” – заявили на том конце провода. Однако брать сейчас машину в Казахстане уже поздно. Переплачивать бешеные деньги рука не поднимается. Но, как известно, голь на выдумку хитра. Водители нашли-таки лазейку, чтобы обойти пресловутое “Евро-3”.

– Мы едем за машиной в Киргизию, давай с нами! – предложили знакомые. – Пока еще осталось что-то приличное. Разбирают со скоростью света…

И тут мне предложили дерзкий план, суть которого на самом деле не так уж и нова. Просто раньше было “немодно” ездить на машинах с желтыми (иностранными) номерами, тем более киргизскими, да еще, как правило, с правым рулем. Сейчас уже не до принципов. Машина покупается в Киргизии, на месте оформляется сделка купли-продажи, водитель выписывает генеральную доверенность и перегоняет авто через границу в Казахстан. Здесь уже есть “специально обученные” люди, которые за плату в 500–1000 долларов (в зависимости от объема двигателя машины) привозят через несколько дней желтые номера. Чтобы получить их, они прописывают наших граждан в Бишкеке, в среднем стоимость этой услуги обходится в 70–100 баксов… Все просто.

И вот мы засели за компьютеры, всю ночь мониторили киргизские автосайты, сравнивали с нашими предложениями. Путем нехитрых вычислений вывели, что в Киргизии имеет смысл брать только определенные марки авто, как правило, с большим объемом. Но в связи с тенденцией роста цен на бензин связываться с такими машинами не особенно хочется. Такая машина за год разденет и разует среднестатистического гражданина.

В общем, выбор авто в Киргизии не сильно порадовал. В основном предлагают седаны не в лучшем состоянии.

– Все хорошие машины уже ушли. Цены выросли, месяц назад эта тачка стоила на две штуки баксов дешевле! – сообщили заядлые автомобилисты. – Киргизы сейчас поняли, что к ним все едут, и свое не упустят, тем более поговаривают, что Киргизия вступит в Таможенный союз…

С этим прицелом и закупали авто в Киргизии. Если сосед войдет в союз, то и растаможивать ничего не придется. А пока люди готовы терпеть “маленькие” неудобства: пристальное внимание гаишников на дорогах, поездки через границу, чтобы пройти техосмотр, уплату налогов в чужую казну. Что будет дальше – многие даже не представляют. Ездить постоянно с желтыми номерами – тоже не вариант. Через три года придется принимать решение: либо растаможивать, если Киргизия не станет союзником, либо ставить на прикол и любоваться… Но сейчас предприимчивые люди уверены в одном: можно сорвать неплохой куш!

Недавно в казахстанских газетах, публикующих объявления о продаже авто, появились подозрительные объявления, которые выделялись на фоне высоких цен. Красивые картинки – джип 2002 года по цене  6–7 тысяч долларов! Оказывается, это машины под заказ. Мы связались с продавцами.

– Принимайте решение быстрее, пока еще выбор есть! – протараторил мне мужчина на том конце провода. – Можете любую машину заказать, любой цвет, любой год. Привезем из Японии, с аукциона, через Бишкек. Ехать в Киргизию вам не надо, здесь уже получите номера. Оформление, доставка – все входит в цену!

Вот это да! Не сорваться и не отдать все свои сбережения после этих слов сложно. Тем более что добрые продавцы сказали, что им всей суммы не надо – если нет денег, дайте хотя бы половину… При этом никаких гарантий продавцы при встрече дать не смогли. Мы отправились по закоулкам на встречу, с трудом отыскали гараж, в котором колотили железки эстэошники, вышел дядя, который расписал красочные перспективы и готов был дать расписку от некоего Васи Пупкина… Правда, ждать обещанного “железного коня” придется 30–40 дней. И дождутся ли покупатели его – не факт!

Таких историй немало. Сколько похожих “автопирамид” обчистили карманы наших граждан! А поток готовых поверить проходимцам не прекращается... Как всегда, находятся те, кто теряет на ажиотаже, и те, кто хорошо на этом греет руки.