Интерес к нему вызван не только скупым количеством сериального продукта с маркировкой “Made in Kazakhstan”, но и личностью режиссера. Ахан Сатаев после “Рэкетира” заработал себе вместе с именем и “головную боль” в виде необходимости поддерживать заданную планку и двигаться вперед.
При всей непритязательности “Рэкетира” не попрешь против факта, что этот фильм стал самым успешным с коммерческой точки зрения среди казахстанских картин. Поэтому неудивительно, что канал “Казахстан” заказал “Братьев” именно Сатаеву (см. “Братья” по-нашему!” – № 15 от 10 апреля). У режиссера же вместе со сценаристом Тимуром Жаксылыковым появилась возможность еще раз обратиться к сюжетным линиям, недостаточно раскрытым в “Рэкетире”, – то, что в западной сериальной традиции называется спин-офф. А это ведь и дополнительная раскрутка нового продукта, не случайно ведь Саят Исембаев и Мурат Бисембин (Саян и Руслан из “Рэкетира”) появляются в первых сериях – зрителям нравится вновь видеть знакомых и полюбившихся героев, которых они, казалось, “похоронили” навсегда. Правда, за прошедшие два года и Саят, и Мурат несколько изменились внешне, равно как и Жан Байжанбаев: его герой Жан в “Братьях” – одна из центральных фигур. Впрочем, это та неизбежность, с которой приходится смириться.
Еще одна неизбежность – влияние того, что “Братья” сделаны для государственного телеканала. Белые нитки госзаказа выпирают наружу, и не спрятать их, не скрыть. Врач в сельской больнице отказывается от предложения родственников пострадавшего купить какие-либо медикаменты (и это в середине 1990-х!), уверенно заявляя: “У нас все есть”; армия абсолютно беспроблемна; и совсем мило смотрится сцена, когда, приехав на “стрелку”, Руслан укоряет одного из своих особо невоспитанных подручных: “Не плюй на землю, мы должны вести себя культурно”, а через несколько секунд начинается разборка со всеми необходимыми атрибутами.
Понятно, что фильм “направлен на укрепление национального самосознания, утверждение общеизвестных семейных традиций, духовных и нравственных принципов...” (это цитата из официального пресс-релиза), но гораздо приятнее, когда все это делается не в лоб, а более изящно. Например, через показ конкретных проблем и важности их решения. Занятость сельской молодежи и перспектива пустить жизнь под откос, если не пойдешь в армию на паек или не отправишься на заработки в город. Нарушение связей как внутри семьи, так и между поколениями, когда можно позволить себе провести свадьбу при лежащем в больнице в тяжелом положении отце жениха. Проблемы молодых семей, где муж – на переговорах в сауне с девочками, а жена – в клубе с подругами и мальчиками. И это отнюдь не полный список тех проблем, что затрагивают “Братья”. Проблем действительно остросоциальных.
Если продолжать список плюсов сериала, то в него можно добавить внимание к временным деталям, не особо навязчивый, что не может не радовать, продакт-плейсмент (хотя молоко в тетрапакетах на столах в ауле я бы на месте заказчика воспринял как очернение отечественного сельского хозяйства) и главное – прекрасные в большинстве своем актерские работы исполнителей мужских ролей.
Уж не знаю, почему так вышло, но актеры в “Братьях” отработали на порядок лучше своих коллег женского пола. И образы у них вышли цельнее, многограннее, менее однозначными и шаблонными, а значит, более жизненными. Самый яркий пример – средний брат Куаныш в исполнении Нурлана Алимжанова (интервью с актером вы можете прочитать на стр. 15). И закон он преступал, и в убийстве поучаствовал, но все равно каким-то образом сумел остаться человеком, не вызывающим у зрителя антипатию – скорее, даже наоборот. Добрых слов заслуживают и его экранные братья – Берик Айтжанов и Ануар Нурпеисов, а также Айдос Бектемир, сыгравший отца главных героев. Ну а любимцем зрителей, несмотря на насквозь отрицательную роль и короткую экранную жизнь, стал Нуржан Садыбеков, чей персонаж Канат и втянул Куаныша в криминальные дела.
Дмитрий МОСТОВОЙ