В прошлом году люди в южной столице поженились 8831 раз (официально, конечно). Десять загсов Алматы - а о других городах-селах и говорить нечего - не отметили ни одного случая заключения союза с условиями контракта. Они сетуют на другое: с введением новых удовольствий, в которых, как известно, нет старосоветских штампов о семейном положении, работа регистрирующих органов очень усложнилась. Как проверить коварного многоженца, прикидывающегося девственником? Новый кодекс об административных правонарушениях РК грозит, что за сообщение ложных сведений органам загса обманщик будет привлечен к административной ответственности. Но при нынешней системе брачевания уличить его практически невозможно. "Какие там контракты!" - машут руками загсовики и начинают привычно жаловаться на нищету и бумажную работу на уровне поза-поза-позапрошлогоднего века. Да, действительно, о компьютерах в загсах знают понаслышке, а кое в каких - и о телефонах. Но, может быть, светлые дни все-таки не за горами? И пойдут под государственный венец счастливые пары, держа в руках полюбовный контракт? Впрочем, для этого прежде всего нужен юрист.
По мнению одних представителей Фемиды, наше общество абсолютно не готово к внедрению такой формы супружеских отношений. Но ведь благосостояния определенной его части - пусть крошечной - неуклонно растет? Поэтому другие юристы считают, что у наших "новых" тенденция уже зреет. Причем, оказывается, наш старый добрый закон "О браке и семье" ее всячески поддерживает.
Представим ситуацию: мне - восемнадцать (эх-эх!), жених - на тридцать лет старше. Все бывает, верно? Ну вот. Он мне крайне симпатичен, но возникают некоторые, скажем, меркантильные сомнения. Мало ли что может случиться - а я все-таки выхожу замуж за обеспеченного человека - набегут жены, дети, и я, извините, останусь ни с чем. Может ли меня, юное, неискушенное в житейских хитростях созданье, защитить закон?
Безусловно. Если вовремя заключить брачный договор. Статьи 38, 39, 40,42 закона, принятого 17 декабря прошлого года, регулируют эти вопросы. В частности, раздел "Договорный режим имущества супругов". Как выяснилось, у нас слово "контракт", столь популярное на Западе, в официальных документах не фигурирует. У нас супруги как бы договариваются между собой. Но в принципе это одно и то же. То есть брачным договором признается соглашение лиц, либо вступающих в брак, либо уже в нем состоящих. Договор можно заключить в любое время - хоть под старость лет. Если он составлен, как говорится, до загса, то в силу вступает только после регистрации брака. В любом случае документ подлежит нотариальному удостоверению.
Существуют разные виды владения имуществом: совместное, долевое, раздельное. Словом, мы женимся, но: пианино - мое, лошадь - твоя. В договоре можно обговорить даже мелочи типа: моя мама подарила этот ковер, не смей на него ступать. Даже так: в одном из пунктов договора ваш пожилой супруг указал, что при недомогании вы должны регулярно ставить ему клизму. Подписывали документ? Будьте любезны... Причем детали можно предусматривать как в отношении уже имеющегося добра, так и в плане будущего. Допустим, собираются вместе покупать жилье, машину и так далее. Можно заранее договориться: кому, что и сколько. Можно включить любые пункты, регулирующие личные отношения: к примеру, обязать свою половину никогда не повышать голос или не приходить с работы позже восьми часов вечера. Даже половые извращения можно предусмотреть в брачном договоре. Но при этом он не может содержать условия, которые ставят кого-либо из супругов в неблагоприятное положение.
Итак, Любовь любовью, это возвышенно и романтично, но иногда не грех подумать о приземленном. То есть в тех случаях, когда поцелуи под луной перерастают в желание жить под одной крышей. Сами знаете, что это такое: сковородки, мамины бриллианты, нестиранные носки, вечный финансовый кризис и полное несовпадение взглядов на счет ужина. В цивилизованных странах все эти болезненные пункты можно регулировать с помощью брачного контракта. Как бы ни была сильна страсть брачующихся, они временно остужают головы, твердо прикидывая, чего, собственно, хотелось бы от второй половины, и дают серьезные ответные обязательства. У нас же пока 3944 пар развелись в прошлом году без всяких контрактов, благородно деля сковородки, или бия ими друг дружку по голове.