Борьба за "светлый бизнес"

В этом не было бы ничего особенного, так как жалобы на те явления, которые, как принято считать, ее порождают, вроде высоких налогов, давления на бизнес чиновников и т.п., - звучат постоянно, и их можно было бы считать чем-то неизбежным и даже органичным для экономики переходного периода.
Но одно обстоятельство заставляет иначе отнестись к аргументам представителей бизнеса: цифры объемов теневой экономики.
По словам Председателя совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбека Баталова, есть оптимистичные оценки - более 40% бизнеса в стране находится "в тени", и пессимистичные - от 60 до, возможно, даже 80%. Хотя благосостояние граждан растет, и налоговые поступления увеличиваются, тем не менее "бизнес все больше и больше уходит "в тень".
Представители Алматинской Ассоциации предпринимателей утверждают, что в южной столице, самом большом рынке страны, 40% малых и средних предприятий фактически не работают. То, что статистически в Алматы существует относительно большое количество субъектов этой сферы бизнеса - только статистические ухищрения, когда официально фиксируется дата "рождения" предприятия, но не фиксируется его "смерть".
Не происходит роста объема малого и среднего бизнеса; нет трансформации микробизнеса в малый, малого - в средний, а среднего - в крупный.
- Характерной чертой теневой экономики является то, что она строится на "неофициальном праве" вопреки действующему законодательству.
В большей степени бизнесмены опираются на неофициальные связи, которые позволяют осуществлять поставку необходимых материалов, переводить средства на другие счета, скрывать доходы от налогов, выбивать долги и прижимать конкурентов, - заявил в своем выступлении Сергей Злотников, представитель Общественного Фонда "Транспаренси Казахстан".
Отсюда идет состыковка проблемы роста теневой экономики и коррупции: те деньги, что получаются чиновничеством коррупционным путем, попадают затем в виде специфических "инвестиций" в бизнес, однако, не способствуя его росту, а подавляя целые его сегменты - из-за притока этих "инвестиций" растет цена на недвижимость, в том числе коммерческую. Ведь именно в этом секторе проще всего легализовать коррупционные капиталы.
Таким образом, проблема теневой экономики, имеющая целый ряд причин, тесно связана и с проблемой коррупции.
Без борьбы с этим явлением трудно ожидать больших успехов в сужении сферы теневой экономики. На уровне осознания этого в государстве, вроде бы, все в порядке: еще в начале 2001 года была утверждена специальная программа по борьбе с коррупцией на 2001 - 2005 годы. Однако ее действие, по крайней мере, в прошлом году (по 2005 итоговых данных еще нет) показывает, по словам Тимура Назханова, исполнительного директора Алматинской Ассоциации предпринимателей, низкую эффективность:
- Государственная программа борьбы с коррупцией и Стратегический план не предлагают четких механизмов по реализации отдельных мероприятий. Программа носит характер циркуляра для отдельных государственных органов, а заинтересованным сторонам, как бизнес-сообществу, СМИ, в ней отведена второстепенная роль.
По мнению специалистов, практика, используемая в реализации этих документов, не влияет на изменение принципов и, тем более, этических правил, государственного управления. В итоге - "программа при сложившейся негативной правоприменительной традиции имеет низкий КПД".
Очевидно, что необходим некий новый набор мер в решении этой проблемы. Вообще сейчас как никогда ранее необходимо внимание к мерам, которые могли бы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса: вскоре вступление Казахстана в ВТО, и уже только это не сделает жизнь отечественного бизнес-сообщества легче.
Кстати, кроме борьбы с коррупцией нужно на государственном уровне определить те направления производства и услуг, по которым казахстанская экономика будет наиболее принципиально конкурировать на своем и на внешних рынках.
У бизнес-сообщества есть набор конкретных мер по борьбе с теневой экономикой. Это проанализированные необходимые шаги в налоговой, таможенной политике, инфраструктурой поддержки бизнеса и с разрешительными процедурами.
- Естественно, это все в принципе не ново, но мы тщательно все анализируем и в итоге предложим правительству конструктивный набор мер.
Форум предпринимателей Казахстана создал четыре рабочие группы по каждому из этих направлений. Каждая из групп разрабатывает программу по своим задачам, к программе - план мероприятий с конкретными предложениями для госорганов. Каждое направление разбивается на два блока. Первый связан с большими вопросами - требующими изменения законодательства, что требует времени и необходимых аргументов.
Второй блок связан с конкретными тремя - пятью задачами, которые, если будут решены правительством, сразу дадут ощутимый эффект для бизнеса, - заявил г-н Баталов.
Основной тезис предложений бизнес-сообщества состоит в том, что только усилением администрирования бизнес из тени не вывести.

Автор: Ilham Valiyev