Поэтому в соответствии с разработанными планами проводятся международные антитеррористические учения, создаются и обеспечиваются всем необходимым спецподразделения, подготовленные к ведению боевых действий по возможным направлениям будущего военного конфликта.
Во многих центрально-азиатских республиках воинские части уже развернуты в конкретных районах, созданы запасы материальных средств, осуществлено их эшелонирование, складирование и концентрация стратегических составляющих (боеприпасы, горючее, продовольствие).
В Республике Казахстан также разработана и взята на вооружение система обеспечения безопасности и суверенитета Республики, которая предполагает собой не только создание системы безопасности, но и модернизацию вооруженных сил Республики.
В настоящее время в Казахстане реализовывается рассчитанная до 2010 года программа модернизации вооружений, которая опирается на имеющиеся в Вооруженных силах образцы военной техники. Основной упор в этой программе делается на формирование профессиональной армии и модернизации системы ПВО.
В настоящее время одними из источников потенциальных угроз для Казахстана являются:
- афганская проблема;
- "уйгурский вопрос";
- исламский сепаратизм;
- проблема "северных и западных территорий";
- территориальные вопросы с Узбекистаном;
- проблема "водных ресурсов".
Основной упор в обеспечении безопасности Астана сделала на четыре направления (в виде соответствующих военных округов) и обеспечение воздушной безопасности гг. Алматы и Астана.
Так близ Алматы на боевом дежурстве находится 600-я гвардейская авиабаза "Жетыген", оснащенная 40 истребителями МиГ-29 и бомбардировщиками Су-24. Ее задача - защита воздушного пространства над Алматы. При этом экипажи боевых самолетов рассчитаны на выполнение полетов не только в Казахстане, но в Кыргызстане и Таджикистане.
Вооруженные Силы Республики Казахстан, как и других центрально-азиатских республик, на протяжении последних нескольких лет стали участниками многих международных антитеррористических учений, проходивших как на территории Казахстана, так и на территории сопредельных с ним государств.
При этом в учениях принимали участия не только силы стран СНГ, но и зарубежные подразделения.
Если проанализировать международные учения, проходившие в Центральной Азии и на территории Республики Казахстан, то создается впечатление, что Астана собирается бороться с оккупационными силами, которые хотят захватить республику.
И это стало заметно не только в 2004 году. Подобная тенденция проведения крупномасштабных учений уже имела место в 2003 году, когда в июле 2003 года в Казахстане прошли очередные международные военные маневры под кодовым названием "Степной орел-2003".
В учениях аэромобильных войск Вооруженных сил Казахстана под Капчагаем, кроме принимающей стороны, действовали подразделения специальных сил США и Шотландской гвардии. Нужно отметить, что подобные маневры десантников, разведчиков, спецвойск США и их союзников регулярно проводятся на территории Казахстана, начиная с 1997 г. И рассчитаны они на отработку слаженности воинских подразделений разных стран, объединенных задачами обнаружения, локализации и ликвидации террористических групп, вторгшихся на территорию того или иного условно обозначенного государства.
В августе 2003 года на территории Казахстана в районе города Учарал, затем в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая, также проходили антитеррористические учения "Взаимодействие-2003.
В них приняли участие подразделения вооруженных сил государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Военнослужащие Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана выполняли операции по освобождению заложников, удерживаемых бандитами в населенном пункте, а также по уничтожению лагеря террористов.
Подобная картина наблюдалась и в ходе тактического учения соединений и частей Сил территориальной обороны Вооруженных Сил РК на полигоне "Сарышаган" в этом году.
Так, в соответствии с Планом боевой подготовки Вооруженных Сил Республики Казахстан в 2004 году, на полигоне Сарышаган в апреле прошел третий этап Стратегического учения "Сары-Арка-2004", на который были привлечены все виды и рода войск Вооруженных Сил. В частности, подразделения Сил Воздушной обороны, Аэромобильных войск, ракетных войск и артиллерии, войск связи и других силовых структур. При этом темой данного учения была "Подготовка и ведение совместной антитеррористической операции по обеспечению военной безопасности государства".
Целесообразно упомянуть, что основными задачами учения являлись практическая отработка вопросов координации действий территориальных органов управления и войск силовых министерств и ведомств государства при подготовке и ведении антитеррористической операций по локализации и пресечению вооруженных конфликтов.
Нужно отметить, что на учении была осуществлена оперативная перегруппировка войск из различных регионов страны в район учения. Были привлечены подразделения территориальной обороны четырех областей (Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Южно-Казахстанской).
На заключительном этапе учений отработаны совместные действия авиации и артиллерии в выполнении огневых задач по уничтожению условного противника. Основной чертой проведения подобных мероприятий является масштабный характер, который от одного учения к другому приобретает более солидные очертания.
И на международных учениях "Степной орел-2004", проходивших в августе 2004 года на учебном центре Илийского полигона Аэромобильных войск ВС РК наблюдалась схожая картина. Те учения также преследовали цель антитеррористической направленности и тоже имели особенность увеличения численности, участвующих сторон с привлечением большого количества военной техники.
При проведении совместных учений стран-участниц Договора о коллективной безопасности "Рубеж-2004" также были взяты за основу привлечение значительного количества подразделений для отработки действий военных структур ОДКБ "от момента возникновения угрозы вторжения террористических группировок на территорию государств Центральной Азии до полного уничтожения прорвавшихся группировок".
В основу сценария учений положен один из вариантов обострения обстановки в Средней Азии, вызванный попытками международных террористических организаций "установить контроль над Ферганской долиной и прилегающими к ней районами среднеазиатских государств, чтобы образовать там единое радикальное исламское государство".
Особой чертой всех вышеупомянутых учений является демонстрация возросших возможностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в борьбе с террористическими организациями. Но насколько оправдана подобная демонстрация, и как эффективно она может быть применена в практических действиях против террористических групп?
На настоящее время можно определить следующие факторы подобного рода международных учений, которые являются "спутниками" этих межгосударственных мероприятий:
1. Сосредоточение в одном месте большого количества военной техники и воинских подразделений;
2. Ведение боевых действий с применением почти всех видов оружия, находящихся на вооружении участников подобного рода учений;
3. Проведение учебных действий на полигонах, предполагающих ведение боя в горных, степных условиях;
4. Использование участниками учений авиации, артиллерии для показа своей мощи;
5. Ограниченное использование спецподразделений по решению задач в локализации и уничтожении террористических организаций.
Оценивая проведенные учения, можно с уверенностью сказать, что эффективность подобного рода мероприятий при появлении реальных террористических групп будет сведена до минимума. Так как большинство разработанных сценариев, как и в советские времена, рассчитаны на ведение широкомасштабных военных действий, когда в противоборстве враг находится в визуальном поле зрения на открытой местности, и доступ к тем жилым помещениям, которые заняли террористические группы, не осложнен какими-либо препятствиями или живым щитом из групп мирных граждан.
При таких сценариях становится очевидным целесообразное применение артиллерии и военной авиации, что с успехом демонстрируют для зарубежных гостей воздушные ассы.
Но разработчики сценариев мало учитывают те исторические моменты, связанные в последнее время с деятельностью террористических организаций. Так, если проанализировать террористические акты последних лет, становится очевидным что террористические организации никогда не имели в своих планах оставаться один на один со значительными воинскими частями на открытой местности в жилых зданиях, которые не только хорошо просматриваются с господствующих по соседству высот, но и являются хорошей мишенью для артиллерии и военной авиации.
Создается впечатление, что военные стратеги не стали знакомиться с террористическими актами, имевшими место на территории стран СНГ, а также считают, что террористическими группами руководят неквалифицированные командиры, которые без оглядки подставят своих боевиков под расстрел артиллерии и авиации.
Непонятным остается планирование подобного рода учений. Практически все они направлены на координацию действий различных подразделений с постепенным вовлечением еще большего количества воинских формирований как одной страны, так и других государств. Мало кто учитывает, что лидеры террористических организаций также умеют читать прессу и смотреть телепередачи, где указывается - на что направлены действия войск того или иного военного межгосударственного союза, как и где проходят учения. А ведь подобная информация постоянно помогает корректировать свои настоящие (будущие) действия террористическим организациям.
Немаловажным выглядит и тот факт, что в большинстве своем на антитеррористические учения в значительной степени приглашаются почти все рода войск и в ограниченном количестве спецподразделения, которые призваны бороться с террористическими группами. Можно привести только единичные примеры, когда проводилась практическая отработка заложенных в системе мероприятий антитеррористических учениях спецназа КНБ "Арыстан" в четырех городах - Астане, Алма-Ате, Атырау и Актау.
В настоящее время в Казахстане есть только одно спецподразделение, которое изначально ориентировано на непосредственное освобождение заложников и подавление террористов - "Арыстан". Но главный его недостаток заключается в том, что оно не имеет своей региональной структуры и в случае захвата заложников в нескольких областях Республики Казахстан одновременно (а такой вариант событий нельзя исключать) вынуждено будет распылять свои силы. А при рассредоточении сил автоматически падает эффективность и успешность проведения спецопераций.
Поэтому в настоящее время целесообразно активизировать подготовку и применение специальных формирований - не войсковых, не бомбардировочных, а спецвойсковых, которые на условиях жесткой оперативно-агентурной проработки смогут выяснить ситуацию, оценить уровень опасности, проанализировать возможные спецмероприятия, их выполнение по времени и результативность. А также нужно постепенно уходить от проведения антитеррористических учений в горной, степной местности на примерах одного малонаселенного пункта. И постепенно переходить к борьбе с террористическими организациями на территории городов, в местах массового скопления людей и транспорта.
Конечно, в таких условиях становится невозможным применение артиллерии и авиации, но подобные учения будут на несколько позиций приближены к реальным условиям, чем те, которые из года в год повторяют на полигонах воинские формирования всех родов войск стран-членов различных межгосударственных объединений и международных договоров.