Самое распространенное мнение после появления рекомендации Олимпийского комитета, тут же разлетевшееся по миру, было таким: “Как можно лишить Олимпиаду борьбы, раз у этого вида спорта такие традиции?”.
Если абстрагироваться от эмоций и взглянуть на современные виды борьбы глазами менеджера, заинтересованного в получении прибыли, то ситуация будет иной. Располагая роскошным капиталом, которого нет в активе ни у бокса, ни у дзюдо, ни у другого вида единоборств в мире, борцы умудрились за последние 15–20 лет в точности соответствовать образу “шалопая”, который просадил все наследство предков. Теперь его удел – требовать милости и упирать на прошлые заслуги.
Менее чем за двадцать лет борьба превратилась в незрелищный, неинтересный для телезрителей турнир. Вы хотите факты? Они есть у меня! Согласно данным МОК, если считать средние данные по просмотрам борьбы и современного пятиборья, то борцы как минимум проиграли по очкам. К тому же телеканал “Евроспорт” – не бесспорное, но все же мерило интереса к любому виду спорта в Европе – состязания борцов не транслировал.
Низкий интерес телевизионщиков к схваткам на ковре вполне объясним. Борьба давно стала незрелищной. Все те приемы, которыми потчевали публику Александр Карелин, Жаксылык Ушкпемиров и многие другие, ушли в прошлое. Сейчас борцы греко-римского стиля – крепкие, сильные парни, которые на протяжении полутора минут безрезультатно толкаются в надежде на удачную жеребьевку. Выпадет шарик нужного тебе цвета – хватай соперника в партере. Сделаешь прием – выиграешь период. Нет – проиграешь.
Если правила перестают эволюционировать и соответствовать духу времени – это коснется и всего остального. То, что произошло с борьбой, легче всего объяснить именно “отставанием от остального мира”. Пока Международная федерация дзюдо устраивает турниры даже для 4-летних детей и проводит политику насаждения своего вида в Европе, борьба живет по своим правилам. С архаичным сайтом. С отсутствием мирового рейтинга, появившегося даже в консервативном боксе. Как итог: на Олимпиаде уже в стартовой схватке могли сойтись два сильнейших борца мира, как это произошло в Лондоне у “вольников” в весе до 60 кг.
Еще одна претензия, предъявляемая к борьбе, – низкий интерес многих спортсменов к чемпионату мира. Если бегло пробежаться по списку боксеров и дзюдоистов, бравших медали на первенстве мира-2011, и теми, кто поднялся на пьедестал почета в Лондоне, то расхождение окажется если не минимальным, то не очень большим. У борцов многие из тех, кто феерил в британской столице, на чемпионате мира либо копил силы, либо просто не боролся, предпочитая отобраться на предолимпийских турнирах с невысокой конкуренцией.
Президент FILA Рафаэль Мартинетти умудрился за короткое время рассориться с руководством МОК, проигнорировать большинство мероприятий, инициируемых Олимпийским комитетом, и отказаться принять новые правила. Российский журналист “Московских новостей” Евгений Слюсаренко сравнил г-на Мартинетти с Франкенштейном. И того и другого специально создавали, чтобы потом успешно ими управлять. Но оба заматерели и вышли из-под контроля. И есть ли в этом вина “разработчиков” – решайте сами.
Почувствовав, как земля уходит из-под ног, члены бюро FILA развили кипучую деятельность. Мартинетти получил вотум недоверия и проиграл в открытом голосовании 10:11. Вместо него президентом организации стал серб Ненад Лалович. А казахстанец Даулет Турлыханов и россиянин Михаил Мамиашвили с товарищами начали разработку новой концепции по изменению правил. По ним будут бороться уже на чемпионате мира-2013 в Будапеште. Также у борцов всех стилей появился пусть сырой и требующий большой доработки, но рейтинг. А датская пиар-кампания, призванная защищать борьбу, кроме заработка в миллион долларов должна создать позитивное мнение вокруг этого вида спорта.
Судя по тем изменениям, инициированным FILA, нет никаких сомнений: спортивной борьбе в программе Олимпиад быть. Но этот вид спорта нуждается в больших переменах. И чем быстрее они произойдут, тем лучше. В противном случае Казахстан рискует на Олимпийских играх-2020 потерять вид спорта, который принес нам за 20 лет независимости 14 медалей.