Большому актеру – большая сцена

Уже тогда он был легендой

В свои “без пяти сто” Юрий Померанцев играет в одном из лучших театров страны и остается востребованным актером. Неудивительно, что в Государственный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова в Алматы зрители идут на актера Померанцева, он личность – притягательная и во многих смыслах – легендарная (участник Великой Отечественной войны). Сейчас готовится к выходу новый спектакль с ним в главной роли – “Однажды в Глостере”, премьера которого состоится 23 февраля. Коллеги не сомневаются, что это будет очередной шедевр.

Причем Юрий Борисович сыграет у своего ученика – режиссера-постановщика Сергея Попова.

Не только в наших театрах, но и в Москве, и в Питере сегодня работают его воспитанники – выпускники театральной студии. Также посмотреть и послушать народного артиста можно в постановке “Визиты к мистеру Грину”, которая идет на Малой сцене театра. Юрий ПОМЕРАНЦЕВ: В роли люблю характер, в котором все намешано

– Я бы сказала, что он патриарх не только нашего театра, думаю, он в Казахстане один в таком возрасте полноценно в строю. Это уникальный случай, – говорит актриса театра, заслуженный деятель РК Людмила ТИМОШЕНКО. – А как он эмоционально работает, не говоря о том, что это физически колоссальная нагрузка – держать спектакль 2,5 часа! Он пример для подражания для каждого из нас.

Мы познакомились, когда я окончила театральный институт в Москве и начала работу в Театре им. Лермонтова, где получила одну из главных ролей в драме Островского “Василиса Мелентьева”. Играла нелюбимую жену Ивана Грозного, царицу Анну, а Юрий Борисович – самого царя. Когда я узнала, кто будет моим партнером, можете себе представить, что чувствовала девушка, которая только окончила вуз. Я выучила весь текст, и дрожа, и волнуясь, пришла на репетицию, думала, как все будет? Ведь Юрий Померанцев уже тогда был легендой.

Все оказалось намного проще, он умеет создать такую атмосферу творчества и свободы, что через какое-то время я забыла, что мой партнер – великий артист. Спектакль имел успех, и мы его потом долго играли.

Еще через какое-то время он предложил мне сыграть главную роль Дианы в его спектакле “Собака на сене”, и начались дни, когда я соприкоснулась с ним, как с режиссером. Благодаря этой большой роли я выросла, как актриса – играла ее больше 10 лет. Были еще и другие совместные памятные работы: “Энергичные люди” – Шукшина, “Авантюристка” – Брагинского, “Собачье сердце” – Булгакова. В последней постановке Померанцев играл главную роль – профессора Преображенского, кстати, наш спектакль был поставлен в Союзе первым. Мы ездили с ним на гастроли в Омск и имели там колоссальный успех. Мое личное пожелание Юрию Борисовичу: здоровья, творческого вдохновения, успехов в новой премьере и бесконечной любви зрителей!

Система Померанцева

– Могу сказать, что я у него училась, уже когда пришла в театр в 1988 году, будучи актрисой, – рассказывает Ирина ЛЕБСАК, актриса театра, заслуженный деятель РК. – Спектакли, в которых я была занята с Юрием Борисовичем, стали для меня школой, в которой я многое почерпнула.

Вообще, считаю, что есть система Станиславского, а есть – Померанцева. Я имела удовольствие наблюдать, как он органично существует в своей системе. Жизни не хватит, чтобы померанцевской системой овладеть.

Он мне как-то сказал: “Ты знаешь, мне так мешают спектакли, которые я вечером должен играть, – мне бы лучше репетировать!”. Я по молодости подумала, ну что там может мешать: пришел, отыграл спектакль, утром – репетиции. Пройдя 30-летний путь в театре, поняла, почему он это говорил. Мы играем “органом”, который никто не видит, – душой. Поэтому, когда репетируешь, хочется сконцентрироваться на одной роли, чтобы не расплескиваться. Такова сущность нашей профессии, Юрий Борисович этим филигранно владеет. Не помню такого момента, чтобы он приходил на репетицию неподготовленным.

Стопроцентная подготовленность – одно из первых условий успешного артиста, наверное, этой актерской хватке я научилась от него.

Когда-то по молодости, по глупости я сказала, что не хотела бы состариться в театре. Теперь понимаю, что, выбрав единожды этот путь, другого – не хочу. Для меня театр, как и для Юрия Борисовича, – второй дом.

А Померанцев – легенда не потому, что он до таких лет дожил и выходит на сцену, а потому, что по сей день заставляет зрителей смеяться и плакать. Сила воздействия его творчества очень велика.

Пользуясь случаем, хочу пожелать ему здоровья, творческой неуспокоенности и как можно больше свиданий со зрителем, который его не просто ценит, а обожает. И под этим восхищением от всей души подписываюсь и я!

Экзамен на звание человека

– Когда я пришла в театр, он был художественным руководителем театральной студии. Она была экспериментальная – счастье, что я попала к нему в третий набор, – говорит Марина ГАНЦЕВА, актриса театра, заслуженный деятель РК. – Мы учились два года, причем тогда Юрий Борисович был занят в очень многих спектаклях и еще преподавал нам. У нас были мощные занятия, без перерывов. И сейчас иногда репетируем по шесть часов, это его желание, и мы идем за ним. В его возрасте не каждый так сможет, его выносливость, дотошность и желание работать заслуживают огромного уважения. И я, находясь рядом с ним, не имею права сбавить обороты, должна идти только в ногу.

С Юрием Борисовичем я играла во многих спектаклях. Особо хотела сказать о своем любимом спектакле “Нахлебник” по пьесе Тургенева, которая очень редко ставится в театре. Мы всегда встречались в гримерке, обсуждали, что будем делать, как сделаем какую-то новую мизансцену. Владимир Рерих о Юрии Померанцеве

И в конце спектакля, когда мы готовились к поклону, я всегда ждала этого момента, когда он говорил, что “сегодня было хорошо” или “сегодня не очень”, и высшим проявлением одобрения мастера было, когда на одном из поклонов он поцеловал мне руку.

Он практически никогда этого не делает. Для меня это было счастье, я “летала”. Он тот человек, который ввел в профессию, научил тому, чему сейчас, наверное, не учат – дотошности в разборе роли, разборе спектакля.

Марина Ганцева – партнер Юрия Померанцева по новой работе “Однажды в Глостере”, где играет его бывшую ученицу, почти, как в жизни. Репетиции этого спектакля идут уже на протяжении двух с половиной лет.

– Ситуация, с которой сталкивается моя героиня, – как сдать экзамен на звание человека. Важно, когда тебе в жизни встречается не педагог, а учитель с большой буквы, который привьет те знания, которые необходимы. Но самое главное, что выберет сам человек: можно сказать, ну и ладно, не сдал экзамен, может, потом когда-нибудь, но “потом” не бывает, надо всегда уметь идти до конца и не сворачивать со своей дороги. Не побоюсь сказать, на каждую сцену у нас было 500 вариантов, мы каждый раз приходим или созваниваемся и придумываем новое, постоянно в поиске и всякий раз я с большим пиететом смотрю на учителя и думаю, получилось ли сегодня?

Без сомнения, свой “экзамен на звание человека” Юрий Померанцев сдал давным-давно.

Алматы