Большой друг казахского народа. Григорий Потанин – ученый, этнограф, гуманист

Мероприятие было организовано Министерством культуры республики с участием главы ведомства Мухтара Кул-Мухаммеда.

Имя уроженца села Ямышево нынешней Павлодарской области Григория Потанина неразрывно связано с именем выдающегося казахского ученого-просветителя Чокана Валиханова. Они вместе изучали историко-этнографическое наследие казахского народа в Омском областном архиве. Потанин внес огромный вклад в развитие чокановедения, собрав и опубликовав многогранные и бесценные труды после его смерти.

Здесь уместно привести слова Г. Потанина, сказанные им на торжественном собрании Западносибирского отдела географического общества: «Омск – это моя духовная родина, здесь я когда-то с моим покойным другом Чоканом Валихановым впервые начал мечтать о тех трудах, выполнить которые пришлось мне одному, так как бедный друг мой скоро умер, но я уверен, что при исполнении тех задач, которые мы себе намечали, он мог бы создать себе громадное имя. Что касается меня, я сделал все, что мог, не отступая от тех предначертаний, которые мы себе когда-то вместе составили».

С 1876 года Г. Потанин принимает активное участие в ряде научных экспедиций с целью сбора материалов по географии малоизученных регионов Российской империи, в том числе их этнографии, фольклора, ботаники и экономики.

В ходе экспедиций собрал бесценный материал о жителях Монголии, Большого Хингана, Забайкалья, Алтая и казахской степи – Баянаула, Сырымбета, Зайсана, Тарбагатая. Изучение казахских легенд и сказок, записанных как на языке оригинала, так и в переводе на русский язык, получило отражение в научных трудах.

В этом благородном деле ученый-этнограф тесно сотрудничал с такими известными просветителями, как Абай Кунанбаев, Муса и Садвакас Чормановы, Имантай Сатпаев (отец академика Каныша Сатпаева), Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Алихан Ермеков, Жакып Акбаев и другие.

Автор около 240 фундаментальных трудов Г. Потанин за работу над «Легендами и сказками казахов и алтайских тюрков» в 1886 году был удостоен Большой Константиновской медали Императорского Русского географического общества. Был одним из основателей сибирского областничества, выдвигал идею развития Сибирского региона.

В 1915 году в научных кругах отмечали 80-летие Григория Потанина. Выказывая особое уважение, специально к этому событию его ученики и соратники выпустили сборники трудов сибирского исследователя. Не остались в стороне и казахские демократы – Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Муса Шорманов, Алимхан Ермеков, Жакып Акпаев и Миржакып Дулатов.

В качестве подарка Ахмет Байтурсынов готовит к изданию записанную Потаниным полную версию поэмы-жыр «Ер Сайын», которая по стечению обстоятельств была издана только в 1923 году в Восточном издательстве Народного комиссариата национальностей, редактором казахского отдела (ответственным за выпуск) которого в то время был Қыр баласы (Сын степи) – Алихан Букейханов.

Книга открывается еще нигде не опубликованным стихотворением Ахмета Байтурсынова, которое было посвящено 80-летию сибирского аксакала – Гірекеңа (глубокоуважаемого Григория Николаевича) на казахском языке, – «В дар Г. Н. Потанину». Мы предлагаем из него отрывок, переведенный нами на русский язык.

Невзгоды и лишения
бесчисленных дорог
Тобою пройдены за долгий 
жизни срок.

Через дожди, метели,
снег, жару
Ты шел дорогой верной,
благородной, друг. 

Не восхваленье это:
доказательство тому 
На благо родины твой
кропотливый труд.

Такое время выпало всем нам:
Безбрежной нищетой война,
обрекшая крестьян.

Алаша скромный дар прими
от нас –
Не конь склоняет голову
перед тобой,
Не шубой, отороченной мехами
с шелком,
Ты слово доброе взамен
богатств прими.

Ахмет Байтурсынов подписывает стихотворение «А. Б. 1915 г.». После полного текста поэмы-жыр «Ер Сайын» Алихан Букейханов дает биографический материал под заголовком «Григорий Николаевич Потанин». Этой статье 96 лет, но, несмотря на давность, она не утратила своей познавательной и воспитательной ценности.

Мы посчитали важным представить читателям газеты наследие, оставленное нам А. Букейхановым.

«Г. Н. Потанин – сын сибирского казака уезда Кызылжар. Его отец правил сотней русских казаков в селе Суюндик Баянаульского района. 4 октября 1835 года в городе Ямышевское, казахское его название было Тұзды қала (Соленый город), родился Г. Н. Потанин. После того, как мальчику исполнилось три месяца, его отец переехал в уезд Кызылжар. Приехав на станцию, отец обнаружил пропажу сына: ребенок выпал из саней. 

Григорий Николаевич шутил: «Мне в трехмесячном возрасте захотелось попутешествовать по миру, я выпал из саней, затем меня нашли. Уже в то время я проявил желание изучить мир».

Григорий Николаевич учился вместе с потомком хана Чоканом в Кадетском корпусе в Омске. Они были верными друзьями. На протяжении почти сорока лет он пытался, а в результате в 1904 году все же издал две книги Чокана Валиханова. После окончания корпуса в 1855 году в качестве руководителя русских казаков побывал на Семиречье, Григорий Николаевич был основным идейным вдохновителем строительства города Алматы. В 1859 году П. П. Семенов, прозванный Тянь-Шанским, возвращаясь из Туркестана, в Омске встретился с Г. Н. и Чоканом. Он почувствовал, что в этих двух молодых офицерах есть что-то особенное. «Чем здесь путаться под ногами, езжайте в Петербург, выучитесь в университете», – посоветовал он Г. Н. и Чокану. Молодые люди так и сделали: они поступили в университет в Петербурге. Г. Н. в университете хорошо освоил ботанику – растениеводство, литературу и культуру разных народов, географию.

В 1863 году он был в составе комиссии, обозначившей границу между Россией и Китаем; изучив казахскую письменность, провел сравнительный анализ казахской литературы с литературой алтайских тюрков; он внес значительный вклад в историю развития человечества.

Расскажу немного и о характере Г. Н. За свою долгую жизнь (он скончался летом 1920 г. в Томске) он никогда никого не обидел словом, никогда не говорил о людях плохо. Григория Николаевича можно назвать «благовоспитанной девушкой», и это не будет преувеличением. В августе 1904 года я гостил в доме Г. Н. в Томске. Неожиданно вошли две девочки лет 10–12 и говорят: «Мы поступили в гимназию, нам теперь необходимы деньги на обучение, книги, бумагу, ручки, карандаши, одежду». «Хорошо, у вас все будет. Приходите завтра в 10 часов, купим все необходимое», – сказал Г. Н. Девочки от радости побежали, прыгая, словно козочки. Я спросил у Г. Н.: «Кто они?» Он с улыбкой ответил: «Сам не знаю. Этим летом они пришли ко мне и сказали, что хотят учиться, однако родители живут бедно, и нет средств на обучение, пришли просить меня о помощи. На что я им сказал: «Хорошо, я буду вас обучать. Осенью поступите в гимназию, а там посмотрим». Все лето я занимался с ними, и вот они поступили в гимназию», – засмеялся Г. Н.

В 1915 году Г. Н. исполнилось 80 лет. Многие его ученики в его честь издали его труды. Казахская молодежь также пожелала издать песни, стихи, пословицы казахского народа в качестве подарка. И стихотворение Ахмета «В дар Потанину», и поэма «Ер Сайын» должны были войти в этот сборник. Восточное издательство в честь Г. Н. также собиралось издать сборник под названием «Тысяча и одна пословица»… Қыр баласы». («Ер Сайын». Москва, 1923, 86–91 с.).

Так просветители-демократы Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов хотели показать высокие человеческие качества одного из видных представителей русского народа – Григория Потанина, который является ярчайшим примером заботы о нашем народе. На примере таких благородных поступков великих людей мы обязаны воспитать нашу молодежь. Это особенно актуально сейчас, когда понятиям дружбы и солидарности народов уделяется огромное внимание в нашей многонациональной стране. Мы должны рассказывать подрастающему поколению о делах, идеях, чистоте помыслов, щедрости души, открытом сердце таких людей, как Григорий Потанин, Александр Затаевич, Василий Радлов и другие, ибо они являются истинным примером искренней дружбы между нашими народами.

Источник: Казахстанская правда.