Поборы в школах – это своеволие!
– Мы живем в общежитии, рядом стоит недостроенный дом, охраны там нет. Ребятишки залезли туда через окно, вместе с ними и моя девятилетняя дочь. Полицейские теперь говорят, что они, мол, разбили там окна, требуют, чтобы сказали, кто бил стекла, пофамильно. Муж ходил в полицейский участок, ничего не добился. Как доказать, что дети не виноваты?
– То, как ведет себя участковый полицейский, называется психологическое давление. Допрашивать девятилетнего ребенка без взрослых нельзя! Приходите к нам в комитет, будем разбираться.
– Раиса Петровна, здравствуйте! Вы знаете, что в школах берут деньги с родителей на ремонт классов и на разные мероприятия?
– К сожалению, знаю. В прошлом году мы провели анонимное анкетирование среди 2,5 тысячи педагогов и родителей по сборам средств на нужды школ. Оно показало масштабы незаконных поборов. Берут деньги с родителей во всех регионах, но особенно распространено это явление в крупных городах – Алматы и Астане, а также в Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Алматинской областях.
Кроме того, почти 50 процентов опрошенных родителей сообщили, что испытали на себе и на своих детях давление со стороны учителей из-за отказа или “несвоевременной” сдачи денег в фонд класса или для ремонта школы.
Поборы в школах – это не только нарушение прав несовершеннолетних на бесплатное получение основного общего образования, но и коррупционное деяние. Чтобы избежать этого и контролировать расходование средств как бюджетных, так и спонсорских пожертвований, при учебных организациях министерство рекомендовало создать попечительские советы. Родителям нужно самим быть активней в этих вопросах.
Было бы желание учиться
– Здравствуйте, Артем Федорович меня зовут, я отец пятиклассника. Как может ребенок реализовать свое право на качественное образование? Для всех очевидно, что в обществе идет расслоение на богатых родителей, которые могут дать самое лучшее обучение, и на бедных, которые могут предложить детям только общеобразовательную школу…
– Да, в нашем обществе есть семьи обеспеченные и малообеспеченные. Но хочу заметить, что родители сами ответственны за обучение и воспитание своих детей. Для того чтобы дать качественное образование своим детям, родители тоже должны приложить усилия. Для оказания качественных образовательных услуг в Казахстане создаются инновационные интеллектуальные школы, школы-интернаты для одаренных детей. Есть три школы “Оркен” физико-математического направления в Астане, Семее и Кокшетау. В эти учебные заведения зачисляются дети на конкурсной основе и обучаются бесплатно. И в обыкновенной общеобразовательной школе можно получить хорошие знания – все зависит от ребенка, его желания учиться.
– Добрый день, меня зовут Асия. Раиса Петровна, ни для кого не секрет, что в школах иные педагоги охотно занимаются с отличниками, не обращая внимания на троечников, переводя их из класса в класс просто так. Не нарушаются ли здесь права тех же троечников?
– Для оценки качества знаний учащихся в стране используется контроль в форме Единого национального тестирования – ЕНТ и промежуточного государственного контроля – ПГК. Результаты тестирования – один из основных критериев при аттестации педагогического работника, поэтому учителя заинтересованы в том, чтобы их ученики показали хорошие знания.
Конечно, в учительской среде, как и среди других профессий, есть нерадивые специалисты. Но администрация школы, как правило, старается избавиться от такого педагога.
Почему не наказывают родителей?
– Вас беспокоит Анна Сергеевна из Алматы. У нас по соседству живет неблагополучная семья. Что делать ребенку, если его права нарушают в первую очередь родители – не заботятся о нем, пьют, скандалят?
– Во-первых, каков возраст ребенка? Если ребенок маленький, то ему сложно сообщить взрослым о том, что родители жестоко с ним обращаются. На это должен обратить внимание взрослый – воспитатель в детском саду, учитель, соседи. Они должны сообщить об этом в органы опеки, школу, в органы внутренних дел, департамент по защите прав детей, комиссию по делам несовершеннолетних. Надо позвонить на телефон доверия Комитета по охране прав детей – (7172) 74-25-28 и телефоны доверия департаментов по защите прав детей, круглосуточную бесплатную национальную телефонную линию “150” в Астане и Алматы.
Бытовое насилие трудно выявить, особенно если речь идет о детях. Если факт стал известен педагогу или еще кому-либо, необходимо тут же сообщить в органы образования, внутренних дел и оградить от таких родителей ребенка – вплоть до лишения родительских прав.
– Почему родителей, лишенных прав или отказавшихся от своего ребенка, никак не наказывают? Не поэтому ли у нас растет число сиротских приютов?
– Как наказывать? В тюрьму сажать? Это же не выход…
Согласно статье 111 Кодекса “Об административных правонарушениях” РК, невыполнение без уважительных причин родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или штраф в размере до 5 МРП, то есть 7065 тенге. Понятно, что сумма по нынешним временам смешная. Кроме того, согласно статье 68 Закона “О браке и семье”, при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав. Но мы с вами знаем, что лишают родительских прав тех, кто не работает, ведет асоциальный образ жизни. Какие алименты с них взыскивать? Сегодня, по данным МВД РК, на учете в органах внутренних дел состоит свыше 12 тысяч неблагополучных семей. И почти в каждой – дети…
Больше ответственности
– Что нужно сделать, на ваш взгляд, чтобы изменить положение детей в нашем обществе?
– Нужно прежде всего измениться нам всем. Возродить общечеловеческие ценности морали и нравственности, долга и чести, поднять престиж семьи, семейных ценностей. Я считаю, что надо ужесточить ответственность родителей – и административную, и уголовную – за уклонение от воспитания своих детей, за неуплату алиментов, причинение физического и психического вреда жизни, здоровью и безопасности ребенка.
Детей защищает целая армия
Еще хочу сказать: в школах у нас работают более 2,5 тысячи социальных педагогов, около 7 тысяч психологов, более 1,5 тысячи полицейских инспекторов. В органах образования республики работают 392 специалиста органов опеки – то есть целая армия специалистов занимается вопросами охраны прав детей. Просто и окружающие не должны быть равнодушны к судьбе маленьких сограждан.
“Прямую линию” провела Людмила ЛЕЕВА, фото автора, Астана