Индекс прозрачности казахстанского бизнеса, выведенный на основе опроса топ-менеджеров казахстанских компаний и журналистов, составляет 46,3%, что определяется экспертами как "низшая граница среднего уровня".
Об этом было заявлено 1 октября на Форуме бизнеса и информационной среды, организованном журналом National Business и Казахстанским пресс-клубом.
Форум как раз и был посвящен вопросам прозрачности бизнеса. Сегодня все опрошенные бизнесмены и журналисты отмечают, что с этим в республике - проблема; а если бы ее решить, то это очень позитивно сказалось на эффективности бизнес-процессов в Казахстане, увеличило его инвестиционную привлекательность.
Надо ли говорить, насколько это важно сейчас, в связи с теми процессами, что идут второй месяц на мировом рынке капиталов?
Однако, насколько сами предприниматели заинтересованы в транспарентности? Способствует ли политика государства тому, чтобы бизнесмены стремились к открытости? Ведь отечественный бизнес существует всего-то пятнадцать лет, что, по словам Нурлана Смагулова, руководителя компании "Астана Моторс", "с точки зрения большого бизнеса срок недостаточный, чтобы говорить о сложившихся традициях или философии бизнеса".
Сама компания, возглавляемая предпринимателем, выбрала стратегию поведения, основанную на прозрачности потому, что так легче вести бизнес, легче "общаться с рынком". Важно, чтобы и другие компании были открыты, заметил г-н Смагулов, напомнив, на "многих рынках очень много было сделано маркетинговых ошибок, мы уже видим профицит мощностей и усилий в казахстанском мире бизнеса". Чего могло бы и не быть, если бы компании работали прозрачно.
Главной проблемой эксперты называют чрезмерную "закрытость" казахстанского бизнеса, а среди ее причин, в первую очередь, всплывают незащищенность бизнеса от государственных органов, слабая государственная идеология прозрачности и сложившаяся система финансирования.
Против увеличения прозрачности отечественного бизнеса, никто из участников Форума не возражал, как, наверное, не возразит и ни один бизнесмен. Но, в принципе, "в идеале". Пока речь не заходит о конкретике и нюансах.
Например, Андрей Тимченко, представлявший на дискуссии "Казкоммерцбанк", заметил, что долгосрочной перспективе открытость, конечно, необходима. Но если говорить о краткосрочной, то: "крупномасштабное раскрытие информации может быть потенциально опасным". Почему?
Из-за возможной утечки коммерческих планов к конкурентам. И эта проблема знакома всем "этажам" казахстанского бизнеса, но чем ниже - тем больше.
- Если в малом и среднем бизнесе быть прозрачным, то будешь неконкурентоспособным, - заметил президент Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов.
По его оценкам, в этой сфере компаний, стремящихся к прозрачности, от силы 10-15%, и позитивных трендов пока незаметно. Это результат налоговых режимов, существующих в Казахстане. Их разнообразие позволяет представителям малого и среднего бизнеса лавировать, выбирая между разными формами. И статистика последнего времени показывает огромный переток юридических лиц в малом и среднем бизнесе в статус индивидуальных предпринимателей, выплачивающих налоги по так называемой упрощенной схеме. Состояние прозрачности бизнеса кореллируется с оценками объема теневой экономики, считает г-н Баталов: "По нашему мнению, более половины бизнеса в стране находится "в тени".
Неизбежно зашел разговор в ходе форума и о самом остром сегодня вопросе казахстанской экономики: состоянию рынка недвижимости. Насколько оно и его будущее могло и может быть изменено с помощью прозрачности бизнеса?
Здесь прозвучала точка зрения, что государству нужно делать сектор строительства более транспарентным и способствовать регулярным публикациям информации о его состоянии. Если бы так было поставлено изначально, то и нынешней, так называемой "коррекции" этого рынка могло и не случиться. Тогда все его участники, и покупатели, и девелоперы, и постоянно работающие на этом рынке спекулянты, могли бы принимать более взвешенные решения.
Рисунок с сайта http://vam.amr.ru