Больше никаких примирений сторон?

«Глава государства дал поручение, и мы внесли изменения в статью 67. Депутаты эту норму уже приняли. По ней возможность примирения по уголовным делам, связанным с ДТП со смертельным исходом, не разрешается. Я думаю, это будет справедливо», - заявил в прошлую пятницу на брифинге заместитель генерального прокурора РК Нурмаханбет Исаев.

Вероятно, одним из поводов для изменений в Уголовном кодексе мог стать скандал вокруг ДТП с участием Максата Усенова. В декабре прошлого года он, на тот момент уже лишенный прав за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, на автомашине BMW X6 врезался в компанию молодых людей. Один из них погиб на месте происшествия. В январе этого года отец погибшего обратился в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела по причине примирения сторон. Он заявил, что простил Усенова и претензий к нему не имеет.

Но тут уже возникает другой вопрос: а коснется ли отмена такой нормы Уголовного кодекса, как примирение, простых водителей? Ведь никто не застрахован от ДТП. По результатам нашего опроса, который корреспонденты Total.kz провели среди известных общественных деятелей, можно сказать, что все единодушны – решение принято верное. Наказывать виновников смертельных ДТП нужно, но необходимо учитывать все нюансы. К примеру, был ли водитель пьян? Пытался ли он как-то помочь пострадавшему или скрылся с места преступления? Превышал ли скорость? Привлекался ли еще за серьезные нарушения правил дорожного движения? Если нет, считают большинство опрошенных, то судьбу водители решил суд. Ну а если водитель-убийца был пьян и попытался к тому же скрыться с места происшествия, то никакие деньги не помогут, добавили эксперты.

Сергей Уткин - Правозащитник

Знаете, я не думаю, что новые поправки в Уголовный кодекс так уж сильно ущемят права простых водителей. На мой взгляд, они больше направлены именно на "золотую молодежь", которая на своих авто гоняет по улицам, да еще и выпивает за рулем. Эти молодые люди просто чувствуют свою безнаказанность.

Они знают, что если есть деньги – всегда можно откупиться. Пока эта норма в законе действовала – откупались от родственников сбитых насмерть пешеходов.Когда президент подпишет документы о внесении поправок – будут откупаться от полицейских, сотрудников прокуратуры и пытаться договориться с судьями.

А если принять во внимание уровень коррумпированности правоохранительных органов, то станет ясно, что у нас заплатив кому нужно, можно из пьяного с стельку превратиться по бумажкам в трезвенника.

Куат Рахимбердин - Доктор юридических наук

При нашем высоком уровне коррупции в правоохранительных органах и органах судебной власти богатый и влиятельный человек всегда может легко обойти любые ограничения.

В Казахстане только под колесами гибнут тысячи человек ежегодно. В это число не попадают те, кого после ДТП довезли до больницы, и кто умер там. Цифру можно удвоить.А гибель людей на производстве в результате халатности и других нарушений? Смешав умышленные и неумышленные убийства, мы окажемся в стране убийц, психологически сотрем разницу между теми, кто их совершил. А разница тут огромная!

Современная криминология это давно доказала. Настоящих убийц нельзя ставить на одну доску с убийцами по неосторожности. Большинство попадает в ДТП по неумению. И что же теперь, их всех сажать? Давайте сравним господина Е.А. Жовтиса и М. Усенова. Вот вам и разница. Все остальное от лукавого!

Ужесточение уголовной ответственности к положительным изменениям не приведет.

Светлана Романовская - Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК

Новые поправки будут действовать одинаково на всех, и на богатых казахстанцев, и на обычных нарушителей ПДД. Если произошла авария, виновник должен понести наказание. И у людей уже не будет никаких вариантов откупиться.

Василий Резван - правозащитник

Я считаю, что изъятие из Уголовного кодекса статьи, регламентирующей примирение сторон в случае с ДТП со смертельным исходом, совершенно обосновано.

Тут нужно сразу оговориться, что у нас в законодательстве четко прописано, что автомобиль – это источник повышенной опасности. И садясь за руль, человек должен это очень хорошо осознавать.
В основном такое ужесточение закона связано с нашей "золотой молодежью", которая привыкла к тому, что от всего можно откупиться

Я думаю, что простых водителей, которые ездят трезвыми и по правилам и допускают такие аварии только ввиду каких-то объективных причин, и не скрывающихся с места преступления, это не коснется.

Геннадий Баклайкин - Зампредседателя ОО "Союз водителей Казахстана"

Когда ты садишься за руль, я считаю, ты должен понимать, что берешь на себя ответственность и за свою жизнь, и за жизни всех тех, кто встречается тебе на пути! К моему сожалению, сейчас немногие автовладельцы и пешеходы об этом задумываются. То, что сейчас из Уголовного кодекса убирают статью о том, что можно было договориться с родственниками сбитого насмерть человека, я считаю - правильно. Водитель, сбивший человека насмерть должен понести наказание.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Поддерживая это решение, мы забываем о родственниках сбитого человека. Виновник ДТП, конечно, сядет в тюрьму. Но от этого семье погибшего ничего, кроме морального удовлетворения, что виновник понес наказание, не будет!

Думаю, тут нужно гибко подходить к проблеме. Например, если пешеходу нанесены повреждения легкой или средней степени тяжести – договориться можно. К тому же, нужно как-то законодательно решить, что делать, в случае если виновен сам пешеход. Таких случаев в моей практике предостаточно было.

Руслан Лазута - Основатель движения "ОСА"

Пока в этой стране существует правовой нигилизм, начиная от рядовых казахстанцев, которые не уважают закон, заканчивая чиновниками, можно срок заключения за решеткой увеличивать сколько угодно.

Можно несколько раз менять законодательство, но скорей всего у нас будет сидеть "Дядя Ваня", а не настоящий нарушитель. Всегда найдутся тысячи причин, чтобы уйти от ответственности.
Будут подставлять других людей, откупаться и так далее. Вся проблема в том, что у нас всегда можно договориться. Проблема в коррупции.

Сначала казахстанцы покупают права, потом откупаются от аварий. Мы нашим общественным движением стараемся помочь и вскрыть все эти факты. Общественности нужно больше говорить о фактах коррупции и не прогибаться под натиском некоторых виновников ДТП.

Но виноваты не только те, кто дает взятку, но и те, кто берет ее. А именно родственники, что конечно, печально. Этого не должно быть.