Больше чем гора

Петушок – каменный гребешок

Иртыш голубой лентой огибает поселок Глубокое. Вместе с руководителем краеведческого кружка Айдаром АБИЛЬМАЖИНОВЫМ мы отправляемся в путешествие за прошлым. Дорога тянется вдоль реки, воздух разогрет июньским солнцем. “Видите сопки, – показывает на каменную гряду Айдар. – Их называют Петушки.

Есть исторический факт, что поселок начался с поселившейся здесь семьи крестьянина Игнатия Губина. Это было больше 250 лет назад.

У наших кружковцев есть основания утверждать: эти земли были освоены намного раньше, тысячелетия назад”.

Основания действительно весомые: на скальных выступах видны древние изображения животных, людей, каких-то символов. Мы трогаем холодные плиты и представляем, как все могло быть. Такой же погожий денек, у подножия Петушков пасутся косули, из березняка на противоположном берегу Иртыша выходят к воде олени. Проникшись очарованием ландшафтов, древний художник спешит отразить его на каменных плитах. Высекает на скалах фигурки животных и своих собратьев-охотников.

На скалах под ногами заметны проплешины, будто здесь брали камень. Из-за этого рисунки будто разбросаны.

– Так и есть, – делится убеждением историк. – Когда-то всё было единой композицией, и нарушили ее, похоже, уже в новейшую историю.

Эта гора – сплошной сланец. Местные жители использовали эту породу для фундаментов под дома.

Еще недавно мало кто задумывался, что наскальная роспись – это историческое достояние, никому не приходило в голову ее беречь.

В Восточном Казахстане немало зафиксированных и описанных петроглифов. Самый известный и раскрученный комплекс – Акбаур в Уланском районе. Одни ученые рассмотрели в здешних рисунках на скалах символы Запада и Востока, другие – знаки зимнего и летнего солнцестояния. Московские астрономы вовсе расшифровали изображения оленей как лунный календарь и даже некую кодовую информацию о великом переселении народов.

На Петушках юные краеведы нашли, сфотографировали и сделали прорисовки петроглифов в шести местах. Мы следом, чуть не по камушку проползли гору и убедились: специалистам придется поломать голову над смыслом рисунков.

На одних камнях животные с прямыми рогами, на других – с загнутыми, на одних плитах изображены явные фигурки людей, на других – непонятные символы. Почему?

– Ясно, что для предков, которые здесь жили тысячи лет назад, наша сопка была главным местом, – говорит руководитель кружка. – Идеальная обзорная площадка – местность просматривается на десятки километров. Враг не застигнет врасплох, добычу видно издалека. Ночью чаша небесной сферы – как в планетарии. Здесь могли проводить культовые обряды, отражать в наскальных рисунках важные явления, использовать ориентиры для астрономического календаря. Вся сопка – великолепный исторический объект под открытым небом.

Освоенная земля

С вершины Петушков река видится широкой, безграничной лентой. Исследования археологов показали, что в эпоху ранних кочевников все Прииртышье было густонаселенным. Вдоль самого Иртыша и притоков найдены многочисленные следы древних рудников, поселений, мастерских.

Современные геологи до сих пор ломают голову, как десятки веков назад предки безошибочно находили оловянную и медную руду. У них ведь не было буровых установок и химлабораторий.

Углеродный анализ, например, показал, что возраст рудника в Жарминском районе на горном массиве Дельбегетей составляет 36 веков. На правом берегу реки, в том числе в районе Глубокое, ученые нашли многочисленные места добычи медьсодержащей руды. А возле Жезкента – остатки плавильных печей и горнов. В Восточно-Казахстанском областном историко-краеведческом музее есть сведения о двух штольнях глубиной 9 и 11 метров и 4-метровом штреке, сооруженных три тысячи лет назад. Как? Вручную, каменными молотками. Под землей и на поверхности в округе сохранилось множество этих орудий труда. Скот крестьянского хозяйства пасется прямо на древнем святилище в ВКО

К слову, в прошлом веке Глубокое испытало “медное” дежавю: в 1931 году здесь начал действовать небольшой свинцовый завод, который через шесть лет перепрофилировали на выплавку меди. Производство действовало вплоть до начала нулевых.

Получается, профессии рудознатца и металлурга в поселке – это история на протяжении тысячелетий. Разве это не повод для гордости?

– Пока мы ходим на сопку только с кружковцами, – продолжает Айдар Абильмажинов. – Ребята каждый камушек рассматривают, ищут следы прошлого. Об этих наскальных рисунках, конечно, знали раньше, но почему-то никто не придавал им значения. Мы хотим организовать сюда экскурсии, проводить уроки истории.

Сейчас юные краеведы загорелись желанием измерить высоту Петушков.

“Самое известное место в поселке, – замечает педагог, – но спросите любого местного, какая высота у горы, никто точно не назовет цифру”. Ребятишки уже запаслись рулеткой и формулами для вычислений. Можно, говорит Айдар, конечно, взять данные у геодезистов. Но ведь в том и прелесть открытий, чтобы сделать их самим. Своими руками промерить, самим просчитать.

– Мы начинали с истории улицы, школы, – заключает краевед. – Потом дети стали спрашивать: откуда у горы такое название – Петушки? Вы бы видели, с каким трепетом они относятся к древним рисункам.

Навели на сопке чистоту – убрали стекла, бутылки, банки. Следят за сохранностью петроглифов.

Конечно, для них это своего рода святое место, сакральное. Дети начинают видеть историю глубже, древность будит в них фантазию, учит думать.

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ