Последние годы пригород столицы топит регулярно. Но сотрудники служб ЧС уверяют, что этой весной все будет совсем по-другому. Чтобы уберечь поселки от большой воды, коммунальщики строят дамбы и вывозят снег не только с улиц, но и дворов граждан. Впрочем, аналогичные громкие заявления и нехитрые мероприятия делались и прежде.
Даже мусор в ход идет
Такой воды, как в прошлом году, поселок Караоткель не видел давно. До некоторых домов было просто не добраться.
– По колено вода стояла, машины на грейдере оставляли, а до дому в резиновых сапогах примерно километр шли. Слава Всевышнему, в дом вода не зашла. Мы мешки песком наполняли, вокруг забора дамбу строили и воду со двора ведрами вычерпывали. А с улиц уже акиматовская машина откачивала, – вспоминает прошлогоднюю борьбу с паводком житель поселка Алихан ДУЗБАЕВ.
В этом году, как надеется мужчина, прошлогодний коллапс не повторится. Местные власти негативный опыт учли: вместо грейдера построили более высокую асфальтовую дорогу, вдоль разлившейся прошлой весной речки Козыкош построили дамбу, а со дворов и улиц заранее вывезли почти весь снег. Но на всякий случай песок и мешки у Дузбаевых всегда есть.
Видно, что сделали выводы и другие жители Караоткеля. Люди постарались как можно выше поднять свои участки – те, у кого нет денег на КамАЗы грунта, сделали насыпи и тропинки из обыкновенного мусора. Да, неэстетично, но хоть какой-то заслон большой воде.
От воды беды не жди?
– В прошлом году у нас сильно пострадали поселки Оразак, Жанажол… За 50 лет не было такого сильного потока воды. Дома некоторых людей были полностью разрушены, мы им всем дали квартиры в Акмоле (ранее – поселок Малиновка). В этом году для защиты этих поселков построили дамбу высотой три метра. Вдоль реки Козыкош тоже построили дамбу протяженностью семь километров, – рассказывает аким Караоткельского сельского округа Целиноградского района Акмолинской области Айнагуль КОНБАЙ.
Таким образом, как надеется аким, паводок в этом году столичному пригородному поселку не страшен. Если, конечно, вода не начнет идти с другой стороны города. Но и с другой стороны Астаны – возле поселка Талапкер – полным ходом идут противопаводковые мероприятия.
– Мы к паводку начали готовиться еще в прошлом году: по району 31,5 километра дамб возвели. Сейчас у нас последняя фаза подготовки: вывозим снег отовсюду, в Талапкере выравниваем русло реки. В принципе, к паводку мы уже готовы, – отчитался за весь район заместитель акима Целиноградского района Акмолинской области Бахытбек АСПАНБЕКОВ.
На руку чеэсникам и погода: днем в области плюсовая температура, а по ночам – мороз и ветер.
Дом вместо поля
Но почему так много домов возле столицы в зоне подтопления? По поселку Караоткель ответ известен и местным старожилам, и властям:
– В 2003–2008 годах участки сельхозназначения владельцы сегментировали, оформили как для частного строительства и продали, – рассказывает Айнагуль Конбай.
Именно эти участки теперь регулярно страдают от весенних паводков. Впрочем, среди местных жителей есть и другое мнение:
– В советское время все речки чистили, углубляли, вот и не было постоянной проблемы паводков, – говорит жительница поселка Караоткель Татьяна ЦИЛКОВСКАЯ.
Так или иначе, но случаи размыва наспех сделанных дамб бывали и в Караоткеле, и в Талапкере, и в других окраинных поселках Астаны. И вода, вопреки бравурным речам чиновников, во дворы, а то и дома граждан все-таки приходила. Так, в прошлом году от паводка пострадало 50 поселков в Акмолинской и Карагандинской областях, до самой столицы вода не дошла чудом и нечеловеческими усилиями МЧС. Что будет в этом году – посмотрим через неделю, когда, по прогнозам синоптиков, в регионе начнется массовое таяние снега.
Анна ВЕЛИЧКО, АСТАНА
В пределах нормы
Атырау в ожидании паводка, который прогнозируется в конце марта – начале апреля.
Как сообщил “КАРАВАНУ” начальник отдела предупреждения ЧС департамента по ЧС Атырауской области Алибек ЖАНГАЛИЕВ, исходя из прогнозов “Казгидромета”, большой воды в Прикаспии быть не должно.
– По рекам Уил и Сагиз Кзылкогинского района вода ожидается в пределах нормы, а по реке Жем Жылыойского района – даже чуть ниже, – заявил Алибек ЖАНГАЛИЕВ.
Что касается главной реки Западного региона – Урала, то специалисты утверждают, вода не поднимется выше нормы или вообще будет чуть выше прогнозного значения 2015 года. А в прошлом году воды пришло мало. Между тем с каждым годом от Урала мало что остается, река высыхает буквально на глазах. Атыраусцы опасаются, что от водоема скоро вообще ничего не останется.
Последний раз паводок в Прикаспии натворил бед в 1994 году. Тогда затопило ряд населенных пунктов Кзылкогинского и Жылыойского районов.
Светлана НОВАК, АТЫРАУ
Грядет засуха
“В данный момент паводковая обстановка на территории области стабильная, уровень воды в реках ниже критического, в водохранилищах объем воды составляет в среднем 50 процентов от проектного, водохранилища, наполненные на 85 процентов, переведены на транзитный режим наполнения”, – сообщил “КАРАВАНУ” начальник отдела предупреждения ДЧС Южно-Казахстанской области Ергали БАХАЕВ.
– По данным ЮКФ РГП “Казгидромет”, в связи с относительно теплой зимой в горных местах ЮКО высота снега по сравнению с 2015 годом меньше на 45–50 процентов, а по сравнению с многолетними данными меньше на 65–75 процентов. Прогноз максимальных уровней весеннего половодья по паводкоопасным рекам ниже нормы, – отметил Бахаев.
Так что в перспективе на юге Казахстана ожидается чрезвычайная обстановка в связи с нехваткой поливной воды в вегетативный период.
Данил ШЕМРАТОВ, ШЫМКЕНТ
Готовность № 1
Печальный опыт прошлогодних паводков, когда 51 населенный пункт Карагандинской области пострадал от нашествия воды, в этом году заставил специальные службы мобилизовать все силы, чтобы не допустить повторения чрезвычайной ситуации.
План мероприятий по защите населения, территории и хозяйствующих субъектов Карагандинской области от паводковых вод в 2016 году был утвержден задолго до таяния снега, а именно: в начале февраля. В нем было определено 51 мероприятие по подготовке к приему и транзиту паводковых вод.
– На основе многолетних наблюдений по каждому городу и району определены потенциально опасные водные объекты и зоны подтопления, – сообщили “КАРАВАНУ” в пресс-службе департамента ЧС по Карагандинской области. – При активном развитии паводковой ситуации частично или полностью может быть подтоплен 161 населенный пункт с численностью населения до 38 135 человек. В зоне затопления может оказаться 120 участков автодорог, 11 железнодорожных и 22 автодорожных моста, 16 участков железных дорог. Без электроснабжения может остаться 61 сельский населенный пункт.
Для предотвращения негативных последствий паводков еще в 2015 году в Карагандинской области начали создаваться финансовые и технические резервы. Сегодня чрезвычайный резерв Карагандинской области составляет 730 миллионов тенге. Резерв на неотложные затраты – 833,653 миллиона тенге. В прошлом году из областного бюджета были закуплены барьеры для чрезвычайных ситуаций (СБЧС, габионы) на сумму 20 миллионов тенге. По состоянию на 25 февраля 2016 года заготовлено: ГСМ – 7,957 тысячи тонн (из оборотного наличия), продовольствия – 226,7 тонны (из оборотного наличия), инертного материала – 142,44 тонны, мешкотары – 70,86 тысячи штук, взрывчатых материалов – 58 тонн.
Распоряжением председателя областной комиссии по ЧС система предупреждения и ликвидации ЧС с 10 марта переведена в режим “повышенная готовность – контроль”.
Лариса ЧЕН, КАРАГАНДА
Область в ожидании
В этом году прихода большой воды в Тобол – главную реку региона – ожидают в первой половине апреля. В реках Торгая – самой южной части области – уже наблюдается подъем уровня.
А вообще в Костанай вместе с Наурызом вернулась зима. Непривычные в это время года бураны добавили снега к и без того обильной осадками зиме. По данным метеорологов, их в регионе выпало почти на 70 процентов больше среднегодовых значений. Все это не обещает спокойного паводка. Тем более что традиционно большая вода приходит к нам из Челябинской области Российской Федерации, где запасов снега также в два раза больше обычного.
Впрочем, на недавнем заседании рабочей группы Казахстанско-Российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов по бассейну реки Тобол россияне озвучили прогнозы на затяжную весну, что может снизить уровень опасности. Максимальный уровень весеннего половодья на реке Миасс будет в пределах многолетних значений, а на участках малых рек возможно превышение нормы, их уровень может подняться на 30–150 сантиметров. Водохранилища Челябинской области наполовину пусты и готовы принять большой объем талых вод.
В Костанайской области Каратомарское и Верхнетобольское водохранилища заполнены на 68 процентов.
В случае прихода большой воды, по данным КЧС, 49 населенных пунктов 13 районов области могут быть подтоплены, в их числе Костанай, Аркалык, Лисаковск.
Заместитель акима Костанайской области Гауез НУРМУХАМБЕТОВ особо отметил ситуацию, сложившуюся вокруг реки Аят. Поднятие ее уровня ведет к подтоплению населенных пунктов, расположенных на ее берегах. Там давно требуется строительство ограждающей дамбы протяженностью 2 300 метров. Костанайская область ходатайствовала об этом, предоставив правительству все данные и расчеты, однако пока положительного решения нет.
На противопаводковые мероприятия в регионе в общей сложности выделено 400 миллионов тенге.
Впрочем, традиционно, чтобы утонуть в талых водах, костанайцам не нужно ждать прихода большой воды по рекам. Локальные наводнения случаются уже сейчас. На днях затопило подземный переход на улице Каирбекова, расположенный напротив школы и крупного торгового центра. Костанайцы, лишенные возможности пользоваться безопасным способом перехода оживленной дороги, увлеченно фотографировали и выкладывали в Интернет снимки борьбы со стихией рабочих ТОО “Вескор”, которые в течение двух часов безуспешно пытались вычерпывать воду... ведрами. И лишь потом к месту событий подогнали технику с насосом.
Наводнения местного масштаба массово ожидаются в Костанае уже через неделю, именно тогда синоптики обещают устойчивый “плюс”.
Ольга КОЛОКОЛОВА, КОСТАНАЙ
Три удара
В Восточном Казахстане каждая весна – поединок стихии и человека. В зоне возможного паводка – 157 поселков области. В том числе в красной зоне – все горные северные районы. Здесь большая вода может ударить внезапно и разрушительно.
Буйный характер половодья определен самой природой. В горах Западного Алтая – сотни ледников, только на массиве горы Белухи они занимают 150 квадратных километров. В регионе десятки больших и малых рек, высота снежного покрова в некоторых районах достигает трех-четырех метров! Угрозу в период паводка несут и гидротехнические сооружения, их в Восточном Казахстане 204.
Опасно, еще опасней
В Восточном Казахстане паводок идет в три волны. Первая начинается в южных районах с третьей декады марта. Большинство населенных пунктов – в зеленой зоне, таяние идет без сюрпризов. Негативный сценарий возможен лишь при стечении погодных факторов – большом запасе снега, резком потеплении плюс сильном дожде. Так было в 2010 году в Тарбагатайском районе, когда поток, сформировавшийся из талых вод, накрыл два села. Сейчас чеэсники вновь пристально следят за районом: влаги в снеге выше нормы на 74 процента, при резком потеплении может пойти большая вода.
Вторая – апрельская – волна охватывает степные малоснежные районы, прежде всего Семейский регион. При нормальной погоде протекает спокойно. В желтой зоне – населенные пункты в пойме Иртыша в Бескарагайском районе, особенно в период попусков на Иртышском каскаде ГЭС. В это время возникает угроза подтопления для населенных пунктов Семиярского сельского округа с населением свыше 1,5 тысячи человек и для острова Полковничий в Семее. В этом году риск усиливает еще сильное промерзание почвы – на 137 сантиметров, вода не будет впитываться.
Последний, самый грозный паводок охватывает период со второй половины апреля по июнь – время вскрытия рек и таяния снега в горах. В красной зоне – десятки населенных пунктов в поймах Иртыша, Бухтармы, Ульбы, Убы и их притоков. Сейчас в областном ДЧС (департамент по чрезвычайным ситуациям) отмечают: во всех северных районах, за исключением Риддера, запас воды в снеге выше нормы, в частности, в Глубоковском районе – на 156 процентов, в Зыряновском – на 85 процентов, в Шемонаихинском – на 50 процентов. Другими словами, события могут пойти по негативному сценарию – с бурным подъемом уровня в руслах, подтоплением дворов и домов. В прошлом году апрельское половодье снесло два моста, подтопило 7 населенных пунктов в четырех районах области, в селах Снегирево и Зубовск Зыряновского района дома стояли в воде по крышу.
Плотины и дамбы
Отдельная тема – состояние гидротехнических сооружений. В ДЧС заявляют: все 204 объекта нуждаются в тех или иных работах, техническое состояние 31 сооружения – неудовлетворительное (читай, аварийное), еще четыре признаны несущими угрозу для близлежащих населенных пунктов.
– Многие плотины имеют размывы, с приходом большой воды ситуация может усугубиться, – заметил замруководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Восточного Казахстана Виталий ЧЕРНЕЦКИЙ. – Тела ряда плотин деформировались, просели, нижняя часть не забетонирована, может быть размыта. Некоторые возводились более 50 лет назад и многократно исчерпали ресурс надежности.
Галина ВОЛОГОДСКАЯ, УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
В полной боевой
Жители Западного Казахстана с тревогой ждут ледохода на больших и малых реках. Все помнят катастрофический паводок 2011 года, когда под водой оказались целые поселки, а люди остались без крыши над головой.
В Приуралье свыше двухсот больших и малых рек, в том числе крупные трансграничные – Урал, Чаган, Большой и Малый Узень. Весеннее половодье по ним формируется за пределами Казахстана, поэтому многое зависит не только от естественного стока, но и от сбросов из водохранилищ, расположенных на территории России.
Власти региона еще с февраля начали подготовку проведения безаварийного пропуска паводковых вод, созданы специальные штабы. В зоне риска территории в пойме рек, в том числе дачные массивы. Специалисты выделяют три зоны. По прогнозам, в так называемой красной зоне могут оказаться 25 населенных пунктов и дачные массивы в поймах рек Урал, Деркул, Чаган, вдоль рек Большой и Малый Узень. В желтой зоне – 37 населенных пунктов вдоль рек Илек, Утва, Куперанкаты, Оленты, Шидерты, Калдыгайты, Быковка, Чижа-1, Чижа-2. В зеленой – вся остальная территория области.
В зоне риска проживает более десяти тысяч человек, из них 3,5 тысячи – дети. Уже определены пункты временного размещения по всей области и в самом Уральске.
По словам пресс-секретаря ДЧС ЗКО Бибигуль НУРМАХАНОВОЙ, паводкоопасные участки закреплены за организациями с инженерной техникой. Всего в будущую борьбу с паводком готовы вступить 76 формирований, это более чем 1,5 тысячи специалистов, 548 единиц техники, 37 единиц плавсредств. Из областного бюджета выделено свыше 90 миллионов тенге, в чрезвычайном резерве области 497,5 миллиона. Создан запас ГСМ, мешкотары и других ресурсов. Системы оповещения области готовы к работе, также население будет оповещаться через СМС-уведомления. Для отслеживания прохождения паводков по рекам Урал, Чаган, Большой и Малый Узень налажен обмен информацией с МЧС России, Оренбургской и Саратовской областей. В общем, ЧС рапортует о полной боевой готовности, но приближающаяся вода покажет, насколько мы готовы к этому паводку.
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, УРАЛЬСК
Опасений нет, но защитные меры принимаются
В Жамбылской области в этом году была малоснежная зима. От того, казалось бы, по поводу возможных паводков беспокоиться не стоит. Но в областном департаменте ЧС отмечают – выход воды из рек возможен.
По информации управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата области, сегодня в области имеется 117 водохранилищ и плотин, 5 из которых находятся в республиканской, 7 – в частной и 105 – в коммунальной собственности. Все водохранилища заполнены на 60–80 процентов. Опасности схода снежных лавин нет, однако таяние снегов и обильные дожди могут стать причиной для беспокойства. Потому ежедневный контроль за селевой безопасностью ведут восемь станций учреждения "Казселезащита" и 23 станции гидрометеорологического центра.
Состояние жамбылских водохранилищ опасения не вызывает
Наиболее опасным периодом считается время с апреля по июнь. Вероятность схода селей сохраняется на 16 реках в Жуалынском, Рыскуловском, Меркенском и Кордайском районах. Вдоль этих рек расположен 31 населенный пункт (630 домов), авто-и железнодорожные переезды, линии электропередачи, магистральный газопровод и другие хозяйственные объекты.
Недавно управление забило тревогу – во всех районах не было планов противопаводковых и селезащитных мероприятий. Непозволительная роскошь в тот момент, когда на текущий ремонт каналов и водных объектов средства не выделяются.
Если вернуться к опыту прошлых лет, то затоплению подвергалась местность вдоль берегов Таласа в пригороде Тараза. Но фактическая подача воды Казахстану из Кировского водохранилища Республики Киргизия в период вегетации прошлого года составила 472,7 миллиона кубов при плане 590 миллионов. При такой картине ожидать затоплений в принципе трудно. Вообще, в последние годы Казахстан вместо положенной нормы с реки Талас получает всего 42–45 процентов. Вроде бы хорошо с точки зрения отсутствия паводков. Но, с другой стороны, водами реки орошаются более 62 тысяч гектаров земли казахстанских крестьян. Так что здесь не все гладко…
Приводится в порядок Тасоткельское водохранилище в Шуском районе. Когда здесь собирается больше 420 миллионов кубов воды, она подтапливает Коккайнарский сельский округ.
Шухрат ХАШИМОВ, ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ
Мешки ждут своей очереди
В Павлодарской области службы ЧС усиленно готовятся к таянию снега, помня прошлогоднюю «большую воду», когда из двух сел пришлось эвакуировать население и скот, и была размыта республиканская дорога. Ущерб составил почти миллиард тенге!
В регионе стоит несколько теплая для марта погода. Как уверяет пресс-служба областного департамента по чрезвычайным ситуациям (ДЧС), все подразделения экстренного реагирования переведены на усиленный режим несения службы. Около 400 человек наготове – сотрудники оперативно-спасательного отряда, противопожарная служба, служащие войсковой части 5512, полицейские. По данным департамента, к использованию готовы 63 единицы специальной техники. Информации о сооружении каких-то плотин с мешками с песком пока не распространяется, но год назад таковые возводили (на фото), когда пришла большая вода.
В ДЧС нынешнюю ситуацию называют стабильной и добавляют, что населенные пункты, где возможны подтопления, под особым контролем. В их числе 30 сел в Актогайском, Баянаульском, Майском районах, а также в сельской зоне города Аксу.
Прошлой весной некоторым жителям сел Караащи и Тендык, что в Баянаульском районе, пришлось временно покинуть дома из-за обильного таяния снега. Еще три сельских округа были изолированы от внешнего мира, так как дорога и 72-метровый мост тут были полностью размыты. На окраине города Аксу два десятка частных домов оказались затопленными водой. Люди спали во дворах, опасаясь покидать жилища из-за возможного мародерства. Общий ущерб от паводка в прошлом году составил 900 миллионов тенге.
Пока же спасатели вместе с полицейскими провели рейд по популярным местам подледного лова рыбы в Актогайском районе. Они осмотрели лед, напомнили о его опасности рыбакам. Те, несмотря на предупреждения, активно выбираются на незаметно тающий ледяной покров. Некоторые, самые отчаянные выезжают на автомобилях.
В этом же районе село Шолаксор ежегодно находится в центре особого внимания служб ЧС. Как-то здесь вода из Селетинского водохранилища размыла все дороги близ поселка
Ризабек ИСАБЕКОВ, ПАВЛОДАР