В Казахстане за последние годы в бассейне Каспийского моря открыты небывалые ресурсы нефти и газа. Но большая нефть чревата большими проблемами. Ученые имеют свое видение развития ситуации. И, увы, их настроение тревожное. Директор научного центра региональных экологических проблем Атырауского института нефти и газа академик Муфтах ДИАРОВ считает, что из-за нынешней техногенной нагрузки на регион даже ПРИ ШТАТНОМ РЕЖИМЕ разработка крупнейших месторождений Кашаган, Кайран, Актоты, Королевское и Тенгиз грозит просто чудовищными экологическими осложнениями.
– За 1986–2009 годы в регионе было добыто свыше 212 миллионов тонн нефти, – поясняет Муфтах Диаров. – Попутно в атмосферу выброшено 3,53 миллиона тонн вредных веществ. В Атырауской области загрязняется все: воздух, вода, растения, животные, люди. Регион дышит отравленным воздухом.
Но даже Тенгиз, с огромными выбросами вредных веществ и серой, покажется маленьким безобидным “паровозиком” по сравнению с тем, что грозит Прикаспию при промышленной добыче нефти в казахстанском секторе Каспия.
Экологические осложнения и катастрофы возникнут в результате безудержной “качки” нефти. Часть вредных веществ, попадая в воздух непосредственно в процессе ее добычи, оседает, часть – воздушным потоком переносится в другие регионы. При длительной разработке окружающая среда насыщается вредными веществами. Накопление ядовитых элементов наблюдается везде – в почве, растениях, водной среде, донных отложениях. Токсины губкой впитываются всем живым. По подсчетам Муфтаха Диарова, при полном освоении колоссальных ресурсов в акваторию казахстанского сектора Каспийского моря может быть выброшено… 28 миллионов тонн ядовитых веществ. Из их компонентов образуется почти 10 миллионов тонн серной кислоты, 5,3 миллиона тонн азотной и 10,45 миллиона тонн угольной кислоты – самых разрушительных соединений природы планеты. Выходит, Атырау может превратиться в город, где жить станет просто невозможно?
Ученый Диаров считает, что экологическим осложнениям и катастрофам способствует ведение нынешних масштабных нефтяных операций в акватории Северного Каспия без научно обоснованных расчетов ожидаемых последствий воздействия на окружающую среду:
– Поражает безжалостность к природе со стороны иностранных нефтяных компаний. Иначе чем объяснить, например, намерение “Аджип ККО” при абсолютном отсутствии расчетов, исследований, обоснованном влиянии нефтяных операций на экосистему моря добычу нефти в будущем довести с 55,8 до 98 миллионов тонн в год? Это же приведет к уничтожению экосистемы Каспийского моря!
Муфтах Диаров оперирует конкретными данными. В 2007–2010 годах в местности Карабатан компанией “НКОК” загрязненная сточная вода сбрасывается из пруда-накопителя насосом. Крепко досталось от ученого и “Тенгизшевройлу”. ТШО планирует увеличить количество нефтяных скважин с 130 до... 400, а годовой объем нефти довести до 37 миллионов тонн.
– На промышленных объектах ТШО с 2007 по 2010 год произошло свыше 160 аварий, сопровождавшихся сжиганием газа на факелах, совершенно не решены вопросы безопасности открытого хранения многомиллионной массы элементарной серы, – возмущается Муфтах Диарович. – Оценка воздействия на окружающую среду по Тенгизскому месторождению составлена еще в 2003 году, и до сих пор нет нового расчета. Хотя по закону он должен быть составлен еще в… 2008 году. Не учитываются и не входят в статистический отчет области объемы загрязняющих веществ, попадающих в атмосферный бассейн в результате испарения огромного количества сточных вод в четырех прудах-накопителях Тенгизского месторождения.
Недавняя трагедия, когда в дренажных колодцах и прочих технологических узлах нефтяного оборудования на островах Кайран и Актоты погибли 700 чаек, еще раз предупреждает как о хрупкости и беззащитности природы, так и о равнодушии иностранных инвесторов. И чем больше добыча, тем выше уровень загрязнения.
– Массированное освоение колоссальных подсолевых углеводородных ресурсов месторождений ведет к НЕИЗБЕЖНЫМ природным и техногенным катастрофам, – утверждает Муфтах Диаров. – Наша задача – предупредить о грядущих катастрофах при их освоении, только прислушаются ли к нам? Я, по правде говоря, далек от этой мысли…
Если уж ученые “гарантируют” катастрофы при реализации Кашаганского проекта, то надо обладать возможностью ликвидировать нефтяные разливы, взрывы. Имеющиеся же сегодня силы и средства разобщены. И их крайне мало. Об этом говорил и Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ во время своей рабочей поездки в Атыраускую область: “Надо начать с создания Северо-Каспийской экологической базы реагирования и единой специализированной организации по адекватному и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации на Каспии”.
Всего будет построено три базы МЧС Республики Казахстан по ликвидации нефтяных разливов: одна в Атырауской области и две – в Мангистауской. Из нескольких вариантов расположения базы в Атырауской области выбрали канал Приморский. Ее возведут в дельтовой зоне, касающейся буферной зоны природного резервата. Против такого варианта категорически выступили ученые и экологи. 19 ноября в Атырау о своей позиции на общественных слушаниях о воздействии на окружающую среду базы реагирования на нефтяные разливы в устье Урала высказались председатель НПО “Глобус” Галина Чернова, директор научного центра региональных экологических проблем Атырауского института нефти и газа Муфтах Диаров и другие борцы за экологию. В своем выступлении Муфтах Диарович сказал, что “об экологической базе главу государства проинформировали неправильно”.
Дело в том, что территория будущей базы, “цепляющая” заповедную зону северной части Каспийского моря, слишком уязвима, так как предназначена для сохранения рыбных запасов, воспроизводства осетровых и других ценных видов рыбы в естественных условиях. А глава государства всегда требовал от правительства республики и иностранных нефтяных компаний строгого соблюдения законов страны в части сохранения биологических ресурсов Северного Каспия при проведении в его акватории нефтяных операций по разработке морских нефтяных месторождений. Причем в Атырауской области будут строить базу второго уровня, то есть при трагедии, аналогичной мексиканской, она не потянет ликвидацию последствий столь глобальной аварии.
Атырау