"Большая коррупционная кормушка": кто отвечает за смерть 2000 человек ежегодно в Казахстане

– На дорогах идет война. Каждый год в Казахстане в ДТП погибает около двух тысяч человек. Еще под 20 тысяч получают ранения. Молодые здоровые люди становятся инвалидами, – рассказывает “КАРАВАНУ” преподаватель автошколы Амантай ДОСМАГАМБЕТ-УЛЫ из Тараза. – Это огромные потери, которых не просто можно, а нужно избегать.

В чем причина высокой аварийности? Ответы – самые простые: растет автомобильный парк, сами автомобили становятся мощнее и быстрее, появляются автобаны, где можно двигаться на скорости до 120 километров в час, качество дорог не всегда отвечает требованиям стандартов. Но главная проблема, считает спикер, – низкий уровень подготовки водителей.

– 14 апреля 2016 года министр МВД подписал приказ № 862. Он дает казахстанцам право сдавать экзамены на получение водительских прав без обучения в автошколах. Это создало большую коррупционную кормушку в автоЦОНах, – уверен Амантай Досмагамбет-улы. – Ее плоды мы сегодня и видим на наших дорогах.

Как грамотно ущемлять курсанта

Вся система автоЦОНов, считают владельцы автошкол, порождает массу вопросов, на которые пока нет ответов. Но она же создает лазейки, которые позволяют вымогать у людей взятки и откаты.

Для сокращения коррупционности услуги сдачу экзамена передали в “Правительство для граждан”.

В каждом регионе создали автоЦОН с автоматизированным автодромом. Идея замечательная. Но только для жителей областных центров. Для остальных – не очень.

– Приехал человек сдать экзамен в Караганду из Балхаша. Автодром не работает. Надо записаться в очередь на другой день. А он проехал 400 километров. И вернуться – 400 км. Конечно, он ищет обходные пути, как бы сдать экзамен за деньги, – говорит Амантай Досмагамбет-улы. – Почему нельзя дать возможность жителям отдаленных районов страны сдавать экзамен по месту жительства? В том районе, где он будет управлять своей машиной.

– Каждый автоЦОН имеет свой автодром, – рассказывает Майра РАХИМЖАНОВА, председатель профессионального объединения автошкол “Семей.kz”. – Но они не отвечают стандарту по своим размерам. Специально или нет, например, просветы между препятствиями сделаны слишком узкими. В него не может въехать машина. И каждый раз считается, что человек не сдал один из элементов практического экзамена. Это ущемление прав курсанта.

АвтоЦОНы должны быть способны принять экзамен на категории В и С. Но по факту они принимают только В, потому что у них нет специально подготовленного грузового автомобиля. А если есть, то это, скорее всего, будет “Газель”. Хотя нужен автомобиль типа ГАЗ-53.

Да и сами автоматизированные автодромы – очень дорогое удовольствие. Россия отказалась от такой практики через три года после запуска проекта. Каждый объект стоит десятки миллионов рублей. Министр цифровизации Багдат МУСИН поддержал идею размещать автодромы в каждом городе, в каждом райцентре. Но сколько это будет стоить? Гораздо дешевле вернуться к прежней системе сдачи практических экзаменов живому экзаменатору, ведь площадка, где можно смоделировать 3–5 элементов управления автомобилем, есть везде. Только в Таразе есть три автодрома, где можно организовать прием экзаменов.

Пятая нога

– В самоподготовке есть свои ограничения: если Ваня Иванов три раза не сдал экзамен, то в следующий раз он может обратиться в автоЦОН на права только через полгода, – объясняет Майра Рахимжанова. – Но если курсант Иванов три раза не сдал, он не ждет положенные шесть месяцев. Он идет в автошколу, берет свидетельство и снова обращается в автоЦОН. А свидетельство действительно уже два года.

По словам специалистов, подозрительно много людей все-таки сдают экзамены в автоЦОНах. Подозрительно, потому, что часть тех, кто сдал, снова идут в автошколы, чтобы на самом деле получить знания и навыки для вождения.

Представители трех автошкол отметили, что от 60 до 100 человек приходят на обучение уже с правами на руках. Таких учеников много и в других школах. И если раньше на дообучение приходили только девушки, то теперь доучиваются и юноши, говорит Геннадий БОРК, владелец автошколы в поселке Боралдай под Алматы.

Только в Алматы минимум 20 автошкол. Если экстраполировать это число на Казахстан, то число “неуверенных” в себе молодых водителей составляет до двух тысяч человек в год.

Деньги решают всё

Официальная статистика говорит, что ситуация на дорогах не такая трагичная, как ее описывают представители автошкол. Так, в 2010 году в стране было зарегистрировано 12 тысяч ДТП. Это немного. Например, в 2006 году, четырьмя годами ранее, было отмечено более 16 тысяч ДТП. В 2013 году – уже 23 тысячи. В 2016 году, когда был подписан приказ № 862, – 18 тысяч. В 2020-м – 13 тысяч. Формально аварийность на дорогах идет на спад. Как и число пострадавших. В 2006 году на дорогах погиб 4 271 человек, в 2013 году – 3 037, в 2016 году – 2 390, в 2020 году – 1 997 человек. Ранено в 2013-м – почти 30 тысяч, в 2016-м – 23 тысячи, в 2020-м – почти 18 тысяч человек.

Но на самом деле, эта статистика неполная. В 2003 году вышел Закон РК “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”. С тех пор регистрация ДТП тесно связана со страховыми выплатами пострадавшей стороне и потерей бонуса-малуса – коэффициента безаварийной езды. Он изменяет размер страховой премии, которую платит клиент страховой компании.

При ДТП бонус-малус падает, цена страховки растет. А это уже не выгодно ни одному автовладельцу. Поэтому в небольших ДТП водители предпочитают договориться и “развести” конфликт на месте.

По данным Геннадия Борка, 95 процентов всех ДТП в Алматинской области произошли по вине водителей. Каждое третье ДТП – из-за превышения скорости. Это очень высокий показатель, говорящий о низком уровне профессионализма водителей. Такие необученные люди опасны на дорогах: 64 процента наездов на пешехода, опрокидываний и столкновении приводит к гибели участника ДТП. Жизнь прекрасна: как казахстанец создал первую автошколу для людей с особыми потребностями

– Ровно год назад в автоЦОНах сотрудники КНБ и Антикоррупционной службы провели рейд. Выдача водительских удостоверений в первый раз уменьшилась более чем в 10 раз, – рассказал Геннадий Борк. – Поэтому и количество ДТП сократилось. Я думаю, что это связано с тем, что “самоподготовщиков-камикадзе” стало в 10 раз меньше.

Систему подготовки водителей и выдачи водительских удостоверений надо менять, уверены владельцы автошкол. Главной цели реформы 2016 года МВД не добилось – вся эта сфера остается коррупционной. Поменялись только действующие лица. Но в итоге страдают все казахстанцы.

P.S. В материале представлена точка зрения только одной стороны: владельцев автошкол. “КАРАВАН” просит министерство цифровизации, Правительство для граждан и МВД РК высказать свое мнение о проблеме.

Алматы