В марте этого года в Сарыаркинском районном суде Нур-Султана завершился процесс между городской больницей №2 и простым физическим лицом Даниилом АНДРЕЕВЫМ (фамилия и имя изменены. – Прим. ред.).
Представители клиники обратились в суд, чтобы взыскать с мужчины задолженность за оказанные медицинские услуги в сумме 996 988 тенге. И все бы ничего, ведь подобные ситуации не являются редкостью, но вот только в больнице хотели взыскать средства не за самого Даниила АНДРЕЕВА, а за незнакомого ему умершего человека.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz делится подробностями столь неоднозначного дела, ссылаясь на базу судебных актов Верховного суда РК.
Хотел помочь, но…
Инцидент, повлекший за собой такую цепочку событий, произошел летом 2018 года. В то время в квартире у Даниила АНДРЕЕВА проходил ремонт, его выполняли граждане Узбекистана Болатбек КУЛБЕНОВ (фамилия и имя изменены. - Прим. ред.) и его брат. 27 июля в 2 часа ночи Кулбенов почувствовал слабость и тошноту, позже у него началась рвота с кровью. Мужчине была вызвана "скорая помощь", на которой он был госпитализирован в городскую больницу №2.
Даниил АНДРЕЕВ сопроводил больного до лечебницы. Также была и озвучена сумма, которую нужно уплатить за анализы, ФГДС и реанимационное отделение, а именно 300 тысяч тенге. Противиться Андреев не стал, ведь ещё не рассчитался с занемогшим за ремонт и подумал, что логичным будет оплатить лечение из его же денег. Ему вручили договор и согласие на оперативное вмешательство, которые из-за спешки были подписаны без должного прочтения.
Через несколько дней, 30 июля, Болатбек КУЛБЕНОВ умер.
Когда инициатива наказуема
Уже в конце 2018 года городская больница №2 подала в суд на Даниила АНДРЕЕВА с требованием возместить невыплаченные за лечение деньги. Как оказалось, медицинские услуги, предоставленные гражданину Узбекистана, стоили 1 296 988 тенге. Так как 300 тысяч тенге из них уже были уплачены, учреждение все это время ожидало выплаты остальных 996 988 тенге.
«Согласно договору больница №2 оказала платные медицинские услуги, Д. А. производил частичную уплату, подписал договор, подписал за пациента добровольное согласие на оперативное вмешательство, признал себя работодателем умершего», - указывается позиция истца в официальном документе.
Но, по мнению ответчика Даниила АНДРЕЕВА, деньги выплачивать он не должен и в иске попросил отказать.
«Услуги были оказаны не ему, да и заказчиком услуг он тоже не является. Таких обязательств на себя он не брал, ведь Болатбек КУЛБЕНОВ для него чужой человек, который делал у него ремонт», - считает сторона ответчика.
Также ответчик уточнил, что в больнице знали, что тот пациент не приходился ему родственником и лишь работал у него, при этом он объяснил врачам, что трудовой договор они не заключали.
Так надо ли платить за умершего?
Суд установил, что в договоре на оказание платных медицинских услуг, подписанном Даниилом АНДРЕЕВЫМ, заказчиком указан Болатбек КУЛБЕНОВ, также в нем регламентируются обязанности пациента Кулбенова перед клиникой.
«Получателем услуг также являлся господин Кулбенов, в связи с чем суд считает, что правоотношения сложились исключительно между истцом и пациентом», - заявил судья.
Поскольку Андреев и Кулбенов не были родственниками, у них отсутствовал трудовой договор, а скончавшийся не делал Даниила АНДРЕЕВА своим представителем, то и отвечать за его расходы он не должен.
По мнению суда, любое возложение такой обязанности должно быть оформлено надлежаще, должно быть основано на законе, договоре или ином документе. Однако такое основание в отношении господина Андреева отсутствует.
«Его подпись в договоре рядом с фамилией пациента не может собой являть доказательство волеизъявления лица совершить сделку. В случае наличия такого волеизъявления оно должно было быть оформлено надлежаще: с ясным, четким, понятным содержанием о том, что Андреев обязуется нести расходы», - считает суд.
Также суд установил, что ответчик не был ознакомлен с актом сверки, также ему не была предоставлена калькуляция платных услуг, а уплаченные им 300 тысяч тенге не являются доказательством ознакомления и согласия. Поэтому суд принял решение отказать в удовлетворении иска городской больницы №2 города Нур-Султана.