Болливудское нашествие

Индийская сказка без прикрас

“Миллионер из трущоб” продюсера Кристиана Колсона и режиссера Дэнни Бойла отхватил аж 8 статуэток при 10 номинациях. Видевшаяся главным конкурентом “Загадочная история Бенджамина Баттона” осталась фактически ни с чем – 3 премии, причем сугубо технические, при 13 номинациях.

Все-таки чем-то Бойл и не самый маститый продюсер Колсон (достаточно сказать, что это всего лишь четвертый его фильм, а двумя предыдущими были ужастики – “Спуск” и “Райское озеро”) приворожили весь мир: при достаточно скромном бюджете в 15 миллионов долларов картина уже собрала в 10 раз больше. “Миллионер из трущоб”, по сути, типичный болливудский фильм (создатели даже не удержались от классической массовой танцевальной сцены в финале), стал откровением для европейцев и американцев.

Попытки культивировать Болливуд в непривычной среде предпринимались и раньше, но носили, как правило, политкорректный характер: герой – европеец или американец, героиня – индианка (или наоборот), непонимание, столкновение двух культур и миров… “Восток есть Восток”, “Играй, как Бекхэм”, “Невеста и предрассудки” и так далее – список достаточно длинный.

Колсон и Бойл сделали в этом отношении нечто совершенно новое. Они взяли индийский сюжет, индийских актеров, индийскую музыку и британских профессионалов и создали колоритное кино, понятное во всем мире. В первой части – суровая драма о жизни в трущобах Мумбаи, во второй – чистой воды сказка для расслабления и выхода накопившихся эмоций, ну и в эпилоге – “контрольный выстрел” танцем.

Публика поначалу отнеслась к затее Колсона и Бойла настороженно. Но если в ноябре в США “Миллионер из трущоб” стартовал лишь в 10 (!) кинотеатрах (у фильма, кстати, высший возрастной рейтинг – R, проще говоря, “детям до 16…”), то когда в январе картину, уже получившую несколько наград, перезапустили, она имела уже более 600 экранов. А после номинации на “Оскар” и это количество удвоилось! Вот и относись после этого пренебрежительно к различным премиям – все-таки публика клюет на них только так!

Удар по Голливуду

“Миллионер из трущоб” начал свое восхождение за восемью “Оскарами” со сценария. После того как со сцены сошел вдохновленный гей Дастин Лэнс Блэк, получивший статуэтку за лучший оригинальный сценарий к фильму “Харви Милк”, настало время Саймона Бьюфоя, создавшего из книги индийского журналиста Викаса Сварупа “Вопросы и ответы” основу для главного фильма года.

А потом пошло-поехало. Комик Бен Стиллер, как обычно, отмочивший номер (он вышел на сцену с нелепой накладной бородой, в темных очках и вел себя совершенно отрешенно), и Натали Портман вручили “Миллионеру” статуэтку за лучшую операторскую работу, а Уилл Смит – за лучшее сведение звука и монтаж. И вот тут Бойл, видимо, окончательно понял, что все решено в его пользу.

Последовавшее следом награждение композитора Эй Ар Рахмана сразу двумя “Оскарами” – за музыку и песню – вылилось в настоящий карнавал. Танцовщицы (пусть и загримированные местные), музыканты, барабаны, характерные напевы – “Оскар” в этот момент мало напоминал американскую премию.

Наконец Риз Уизерспун, одна из немногих, кто предпочел в этот вечер платье на бретелях, вытащила из конверта бумажку с именем лучшего режиссера – Дэнни Бойл! Тут все стало ясно: фильм с лучшим сценарием, оператором и режиссером просто не может не стать лучшим.

Стивен Спилберг, которому поручили произнести главные слова церемонии, держался как мог, до последнего поддерживая интригу. Но интриги не было – “Миллионер из трущоб” Бойл обнимался с женой и дочерьми, Колсон вытащил съемочную группу на сцену, и в итоге там собралась компания, живо напомнившая, что в одном только Мумбаи количество населения сопоставимо со всем Казахстаном. И совсем как в финальной сцене “Миллионера”, в этот момент в далеком Мумбаи тысячи людей, собравшихся на улицах у немногочисленных телевизоров, воздели руки к небу и издали радостный крик. Болливуд при помощи британцев нанес Голливуду сокрушительный удар.

“Оскар” вместо тюбика шампуня

Первой врученной статуэткой церемонии стал “Оскар” за “Лучшую женскую роль второго плана”. Тут-то и выяснилось, что одна из главных традиций церемоний сломана. Раньше лучшие актеры прошлого года вручали статуэтки свежеиспеченным лауреаткам, и наоборот – актрисы награждали актеров. Теперь же перед публикой предстали сразу пять обладательниц “Оскара” – Вупи Голдберг, Анжелика Хьюстон, Голди Хоун, Ив Сент-Мари и Тильда Суинтон. Каждая из них представила нынешних номинанток, причем произнесла целую речь во славу таланта актрис. Эти здравицы, возможно, слегка утешили проигравших – в конверте же, как и ожидалось, было имя Пенелопы Крус. Не скрывавшая эмоций испанка поблагодарила в том числе первых режиссеров, у которых она снималась, – Бигаса Луну и Педро Альмодовара, а в конце и вовсе перешла на испанский.

Еще более представительные компании производили награждение в главных актерских номинациях. Софи Лорен, Ширли Маклейн, Николь Кидман, Холли Берри и Марион Котильяр вышли представлять соискательниц награды за лучшую женскую роль. Особенно “трогательно” выглядела речь Лорен в адрес Стрип. Итальянка, будто ревнуя, нарочито забыла количество номинаций Мэрил (“Это ведь, кажется, 15-я?”), после чего заключила: “Ну что тут сказать? Мэрил Стрип есть Мэрил Стрип”. Однако догнать Джека Николсона по количеству “Оскаров” и установить полное равноправие между актрисами и актерами Стрип было не суждено – победу одержала Кейт Уинслет.

Англичанка не стала юлить и честно призналась, что речь заготовила давно, сославшись, правда, на детство, ванную комнату, зеркало и тюбик шампуня вместо статуэтки. Впрочем, это больше походило на слова вежливости – в победе Кейт действительно мало кто сомневался. Ну а потом Уинслет дала волю чувствам. Подтрунив над Стрип (“Мэрил, без обид, но я выиграла!”), Кейт попыталась найти родственников (тут в зале раздался свист – если муж, режиссер Сэм Мендес, сидел рядом, то остальное семейство расположилось на галерке) и поблагодарила всех, кого вспомнила. Особенно трогательным получилось “Сидни… Энтони…” с обращенными к небу глазами – посвящение продюсерам “Чтеца” и замечательным режиссерам Сидни Поллаку и Энтони Мингелле, умершим в прошлом году.

За технику – 6,0!

Ну а что же “Загадочная история Бенджамина Баттона”? Лидер по числу номинаций взял лишь три статуэтки. Счастливыми для картины Дэвида Финчера оказались Сара Джессика Паркер и Дэниэл Крейг. Именно они объявили победу фильма в номинациях “Лучшая работа художника” и “Лучший грим”. Сухой вишенкой на постный торт стало объявление Уилла Смита, что “Загадочная история” получает “Оскар” и за лучшие визуальные эффекты – здесь у ленты Финчера соперников тоже не было (почему, см. “Битва за “Оскар”, №8 за 20 февраля).

Предсказуемо закончилась и борьба в категории “Лучшие костюмы”. Исторические драмы здесь по-прежнему вне конкуренции – статуэтка досталась “Герцогине”. Без наград остался “Особо опасен” Тимура Бекмамбетова. В номинации “Лучшее сведение звука” его переиграл “Миллионер из трущоб”, а звуковые эффекты академики предпочли в “Темном рыцаре”.

Растаяли надежды россиян на “Оскар” и в отношении мультфильма Константина Бронзита “Уборная история – любовная история”. Академики предпочли отметить японский мультик “Дом из маленьких кубиков”. Япония вообще может считать эту церемонию для себя более чем удачной. Вопреки ожиданиям лучшим фильмом на иностранном языке оказался не “Вальс с Баширом”, и даже не французский “Класс”, а драма Йодзиро Такиты “Ушедшие” о безработном виолончелисте, неожиданно устраивающемся в похоронное агентство.

Прощай, Хит!

Когда на сцене появились Роберт Де Ниро, сэр Энтони Хопкинс, Майкл Дуглас, сэр Бен Кингсли и Эдриан Броуди, зал встал. Великолепная пятерка вышла, дабы наградить исполнителя лучшей мужской роли. Особенно ироничен в своем представлении был Де Ниро. “Шон Пенн… И главное, ведь раньше играл нормальных честных мужиков, и совсем не гомосексуалистов”, – ирония Де Ниро оказалась счастливой для Пенна. Вопреки практически всем прогнозам, раскладам и букмекерским котировкам “Оскар” достался не рестлеру Рэму Микки Рурка, а гею-политику Харви Милку в исполнении Шона.

Пенн, ставший уже дважды лауреатом, не мог не упомянуть в речи защиту прав сексуальных меньшинств (актер, кстати, еще и политически активен – он был одним из ярых противников теперь уже экс-президента США Джорджа Буша-младшего). Его жена Робин Райт-Пенн – номинантка “Оскара” за “Форрест Гамп” – у нас, правда, больше известная как Келли из “Санта-Барбары”, не скрывала слез.

Второй актерский “Оскар” присудили Хиту Леджеру. Посмертно. Кристофер Уокен, Кьюба Гудинг-младший, Алан Аркин и Джоэл Грэй источали комплименты “своим” номинантам, прекрасно зная, что ведущая партия досталась Кевину Кляйну. Именно он представил роль Джокера в исполнении Леджера. А после того как Аркин произнес имя победителя, имя, которое все ждали, настал один из самых трогательных моментов церемонии: зал встал в овации, а на сцену за “Оскаром” поднялись родители и сестра Хита. Правда, потом им придется передать статуэтку дочери Леджера Матильде Роуз, которой сейчас всего три годика…

Человек-ансамбль

Выбор Хью Джекмана на роль ведущего (по-английски это слово host имеет немного другое значение – хозяин) церемонии казался небезынтересным, но сомнительным. Однако Джекман оказался прекрасным ведущим. И даже, когда он спускался со сцены в зал, это было совсем не ужасно и наигранно, как у Эллен ДеДженерес на “Оскаре”-2007.

Одно жаль – Джекмана было мало. Австралийцу “выделили” лишь два полноценных номера, но он их отработал от и до – пел, танцевал, лицедействовал, шутил и буквально искрился. А номер, открывший вечер, стал, наверное, одним из лучших, если не лучшим в истории премии.

Первое явление Джекмана залу феерии не предвещало. Он изящно и беззлобно пошутил (“Англичанка Кейт Уинслет сыграла немку – номинирована. Американец Роберт Дауни-младший сыграл австралийского актера, который хочет сыграть афроамериканца, – номинирован. Я, австралиец, сыгравший в фильме австралийского режиссера, называющемся “Австралия”, – лишь ведущий”), актуально ввернул про кризис (“В связи с кризисом все уменьшается. Мой следующий фильм, наверное, будет называться “Новая Зеландия”), но аналогично начинают все ведущие. А вот мини-мюзикл, посвященный фильмам-номинантам, не выдавал никто из них!

Сославшись на все тот же кризис, Джекман в действительно картонных декорациях спел и станцевал обо всех главных картинах года. И сделал это изумительно! После того как Хью все-таки вернул на место Энн Хэтуэй, которую на руках вынес на сцену для исполнения романтического дуэта на тему ленты “Фрост против Никсона”, и вернулся из образа рестлера в шкуру Хью Джекмана, все сидевшие в зале встали и в восхищении зааплодировали. Такого видеть еще действительно не доводилось!

Кризис “съел” бриллианты

Пресловутый кризис стал одной из красных линий оскаровской церемонии. Актуальными выглядели внешне примитивные, но со вкусом исполненные картонные декорации, сопровождавшие весь вечер. По поводу кризиса шутил Хью Джекман, а некоторые звезды даже признались, как выживают в столь непростое время. Например, комик Джек Блэк, вручавший вместе с Дженнифер Энистон приз лучшему полнометражному мультфильму (им, разумеется, стал пиксаровский “ВАЛЛ-И”), открыл тайну: “Я сначала работаю на Dreamworks (в также номинировавшемся мультике этой студии “Кун-фу панда” Блэк озвучил главного героя. – Прим. авт.), а потом иду и все деньги ставлю на тотализатор на победу Pixar!”.

И все-таки то, что кризис – не шутка, было заметно. В этом году вопреки обыкновению решили, то ли экономя на времени, то ли на звездах, совместить несколько номинаций. Например, Дэниэлу Крейгу и Саре Джессике Паркер выпало представлять сразу три номинации, а Уиллу Смиту – и того больше, четыре! Смиту пришлось даже отшучиваться: “Да, да, вы не поверите, но я до сих пор здесь!”. Отказались и от отдельных номеров песен-номинантов – заменили на попурри.

Много скромнее, чем в прошлые годы, выглядели и наряды голливудских звезд. Ни вычурных платьев, ни дорогих колье и ожерелий – в лучшем случае серьги да расшитые драгоценными камнями наряды. Единственной, кто выбивался из общего ряда, оказалась номинантка на лучшую женскую роль второго плана Эми Адамс, которая дополнила огненно-красное платье от Каролины Эрреры ожерельем от Фреда Лейтона. Плюс также номинантка Энн Хэтуэй успела между красной дорожкой и самой церемонией сменить наряд.

Но основная часть звезд явно сделала поправку на экономическую ситуацию, хотя и не отказалась от творений ведущих кутюрье. Кейт Уинслет предстала в простом по покрою сине-стального цвета платье с одним плечом – от Yves Saint Laurent. Пенелопа Крус предпочла изящное кремовое платье вообще без бретелей – от Balmain. Более темный цвет выбрала Мэрил Стрип, примерившая туалет также без бретелей с небольшим шлейфом – от Alberta Ferretti. Анджелина Джоли, как и ее муж Брэд Питт, была вся в черном – выбор звезды пал на творение ливанского дизайнера Эли Сааба. Тильда Суинтон предпочла комбинированный черно-бежевый наряд от Lanvin, а Ширли Маклейн и вовсе остановилась на черном брючном костюме.

Ну а самой гармоничной парой церемонии стали, пожалуй, Дэниэл Крейг и Сара Джессика Паркер, вместе объявлявшие три номинации – на Джеймсе Бонде как влитой сидел безупречный смокинг от Tom Ford, законодательница стиля Кэрри Бредшоу облачилась в шикарное бальное платье от Christian Dior.

Все обладатели “Оскара”-2009Лучший фильм – “Миллионер из трущоб”Лучшая режиссура – Дэнни Бойл (“Миллионер из трущоб”)Лучшая мужская роль – Шон Пенн (“Харви Милк”)Лучшая женская роль – Кейт Уинслет (“Чтец”)Лучшая мужская роль второго плана – Хит Леджер (“Темный рыцарь”)Лучшая женская роль второго плана – Пенелопа Крус (“Вики Кристина Барселона”)Лучший оригинальный сценарий – “Харви Милк”Лучший адаптированный сценарий – “Миллионер из трущоб”Лучшая операторская работа – “Миллионер из трущоб”Лучшая музыка – “Миллионер из трущоб”Лучшая песня – Jai Ho (“Миллионер из трущоб”)Лучшая работа художника – “Загадочная история Бенджамина Баттона”Лучшие костюмы – “Герцогиня”Лучший монтаж – “Миллионер из трущоб”Лучший грим – “Загадочная история Бенджамина Баттона”Лучшие визуальные эффекты – “Загадочная история Бенджамина Баттона”Лучшее сведение звука – “Темный рыцарь”Лучший монтаж звуковых эффектов – “Миллионер из трущоб”Лучший полнометражный мультфильм – “ВАЛЛ-И”Лучший короткометражный мультфильм – “Дом из маленьких кубиков” (Япония)Лучший фильм на иностранном языке – “Ушедшие” (Япония)Лучший короткометражный фильм – “Страна игрушек” (Германия)Лучший полнометражный документальный фильм – “Человек на проволоке”Лучший короткометражный документальный фильм – “Улыбнись, Пинки”Гуманитарная награда Джина Хершолта – Джерри Льюис.