Министерство экономики и бюджетного планирования еще в марте повысило прогноз роста ВВП на 2004 год с 7 до 8 процентов. "Неудержимый", по определению некоторых аналитиков, оптимизм был основан на двух факторах. Во-первых, ввиду высоких мировых цен на нефть. Во-вторых, правительство ожидало дальнейшего укрепления тенге. Краткосрочный прогноз оказался очень точным: в июне мировые цены на черное золото побили абсолютный рекорд, превысив 40 долларов за баррель, а тенге только за пять месяцев уже укрепился на 5,9 процента, и это не предел.
Оценки ведущих международных финансовых институтов, между тем, были предельно сдержанны. Так, Европейский банк реконструкции и развития в своем обзоре по 27 странам с переходной экономикой отметил, что экономический рост в странах СНГ в 2004 году в среднем замедлится до 5,6 процента, упав по сравнению с предыдущим годом на целых два процентных пункта. По мнению экспертов ЕБРР, патетические цены на нефть, которые в 2003 году подтолкнули экономический рост в Казахстане, России, Азербайджане и Украине, а также высокий уровень прямых иностранных инвестиций, уже не смогут позволить этим странам показать темпы роста, исчисляющиеся двузначными цифрами. В обзоре выражено беспокойство, что страны СНГ предпринимают мало усилий для диверсификации экономки, недостаточно эффективно контролируют уровень внешнего долга. При этом ЕБРР повысил прогноз роста экономики России и ряда стран СНГ (в частности, в Армении, Белоруссии, Грузии), оставив неизменными оценки роста экономики Казахстана в 2004 году - 7 процентов.
Несколько отличается от изложенного взгляд на наш регион Международного валютного фонда: экономический рост в странах СНГ в нынешнем году составит 6 процентов, а в 2005 году - 5,2 процента. При этом напротив названия нашей страны проставлена "заветная" цифра восемь. Эксперты МВФ, анализируя итоги 2003 года, отмечают, что экономический рост в странах СНГ превысил ожидания: почти все страны региона продемонстрировали уверенный рост экономики, который поддерживался высокими ценами на нефть, ростом потребительского спроса и заработных плат, а также конкурентоспособным уровнем процентных ставок и, в отдельных случаях, - неожиданно высоким ростом инвестиций. Например, инвестиции в основной капитал в 2003 году в Казахстане составили 1,25 триллиона тенге, что на 10,6 процента больше, чем в 2002 году. Приток иностранных инвестиций составил 24,5 миллиарда долларов. В это же время Кыргызстан, ежегодная потребность которого в иностранных инвестициях составляет около 200 миллионов долларов, за последние пять лет ежегодно привлекал не более 55 миллионов долларов.
Что касается прогнозов на ближайшую перспективу, то МВФ в этом и в 2005 годах ожидает некоторое замедление экономического роста в странах СНГ. Причины: стабилизация потребительского спроса и прироста инвестиций, возможное снижение цен на нефть. По мнению МВФ, для дальнейшего прогресса необходимы меры по улучшению инвестиционной среды, прежде всего по развитию институтов и структур, необходимых для функционирования рыночной экономики.
Настойчивость, с которой международные эксперты твердят о необходимости диверсификации экономики, понятна. В Казахстане в прошлом году 40 процентов иностранных инвестиций было направлено в сферу добычи полезных ископаемых, еще 40 - в операции с недвижимым имуществом и лишь 3 процента - в предприятия обрабатывающей промышленности. Между тем страна, которая желает, чтобы в ее экономике отмечался стабильный экономический рост, должна учитывать, что, согласно классической экономической теории, у прогресса есть четыре "колеса": человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал (оборудование и фабрики, инфраструктура), технологии и предпринимательство. К сожалению, экономика Казахстана пока движется на одном "колесе", располагая такими важнейшими ресурсами как нефть, газ, другие полезные ископаемые. В свое время этот "конек" успешно использовали Канада и Норвегия, но теперь экономисты не считают наличие богатых природных ресурсов непременным условием экономического успеха. В современных условиях необходимы все четыре фактора, которые, конечно, сильно взаимосвязаны: наличие высокообразованных и квалифицированных, а к тому же супердисциплинированных, работников двигает технический прогресс в стране, вложение капитала в инфраструктуру дают хороший мультипликативный эффект, а развитие технологий перемещает страну в будущее.
"Азиатские драконы", которые произвели настоящую экономическую революцию, конечно, использовали все средства для достижения прогресса. Но четырех колес для того, чтобы продемонстрировать всему миру свою стремительность, оказалось маловато. Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань стремились к получению "запредельных" инвестиций, которые осваивались в секторе новейших технологий. В этих странах исповедовались четкие макроэкономические принципы: низкий уровень инфляции, высокий уровень инвестиций, обеспечение стабильности национальной валюты. Все новейшие производства в этих странах были безусловно ориентированы на экспорт, который часто стимулируется даже искусственно заниженным курсом национальных валют. Что немаловажно, государство в исконно рыночных отношениях практически всегда выступало регулятором конкуренции, определяя стратегические области развития и объявляя тендеры с целью подстегнуть конкуренцию.
Все гениальное - просто. Изучая опыт так называемой "азиатской модели" экономического развития, мы видим, что ничего особенного "продвинутая" четверка и не изобретала. Многие элементы уже присутствуют у нас. Правда, продавать за рубежом, кроме сырья, нам пока нечего, а государственная поддержка конкуренции нивелируется "заказными" тендерами, что противоречит опыту "драконов". Те особо предупреждают своих "последователей": успех государственной поддержки конкуренции зависит от моральных качеств и профессионализма госслужащих.
Тем не менее, Казахстан движется в правильном направлении. Мы будем развивать высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью и повышать инвестиционную активность предпринимательства. Так, в настоящее время перерабатывается налоговое законодательство, чтобы дать этим новым направлениям в развитии хороший стимул. Министерство экономики планирует упростить исчисление амортизационных отчислений, увеличить базу исчисления предельной нормы отнесения на вычет расходов на ремонт, сократить формы налоговой отчетности. Кроме того, с 1 января 2005 года должен быть установлен особый порядок налогообложения корпоративным подоходным налогом организаций, производящих продукцию с наибольшей добавленной стоимостью. Подобной льготой не смогут воспользоваться недропользователи, производители подакцизных товаров, организации, применяющие специальный налоговый режим. Правительство хочет законодательно делегировать себе право устанавливать в отдельных случаях срок действия преференций в зависимости от вида деятельности и объема инвестиций до 10 лет.
Новые поправки в налоговое законодательство обернутся потерей 26 миллиардов тенге для республиканского бюджета-2005. Это пока первая, но не единственная та жертва, которая будет принесена во имя будущего процветания. Главное, чтобы лет через десять мы поняли: эти жертвы не были напрасными.