Гидроузлу, или плотине, как называют его жители, 61 год, строили его в свое время почти 11 лет, и это была местная “стройка века”.
Немного истории: в феврале 1945 года ради этой стройки было организовано управление “Кзылордаплотинстрой” с подчинением его непосредственно Наркомату водного хозяйства СССР. Не было ни материалов, ни рабочей силы, строительного оборудования, но народу нужно было есть, а край мог развиваться и обеспечивать людей продуктами сельского хозяйства только за счет расширения посевных площадей риса и обводнения пастбищ.
В 1946 году правительство СССР приняло решение использовать на строительстве гидроузла пленных японцев, 1 200 человек.
В первый же год они отстроили лагерь, состоявший из десяти бараков, баню, столовые, склады. Но главной их нагрузкой были земляные работы. На устройстве отводящего русла вручную, перенося грунт корзинами, в лютые морозы зимой 1946–1947 года военнопленные вынули 60 тысяч кубометров земли.
В 1947 году вышло постановление Союзного правительства об оказании помощи стройке.
Сюда пригнали около ста автомобилей, в основном трофейных, привезли также мотовозы, передвижные электростанции и дизель-генератор. Наладились поставки цемента и леса. В том же году была проложена гравийная дорога от Кзыл-Орды (тогда название города писалось так. – Авт.) к поселку строителей протяженностью в десять километров, а в конце года по железнодорожной ветке “12-й разъезд – гидроузел” длиной в семь километров был подан первый вагон, в котором доставили дизель-генератор “Фултон”.
В марте 1948 года на рытье котлована под плотину был поставлен экскаватор “Воткинец”, объем ковша у которого составлял по нынешним меркам немного – один кубический метр. Но темпы работ намного возросли. В поселок строителей провели водопровод с временным водозабором из реки. До того воду людям возили в цистернах.
В 1951 году на стройке были начаты работы по вводу бетонного хозяйства.
В 1952-м запустили электростанцию, начали работать водопонизительные установки, и земляные работы на котловане пошли еще более споро.
К концу года почти весь котлован плотины был закончен. В сентябре 1952 года строителями уложены первые кубометры бетона в отдельные блоки правобережного регулятора.
1953 год – в Кызылорде запущен бетонный завод, многие процессы которого были механизированы.
За год в основание плотины строители гидросооружения уложили свыше двадцати двух тысяч кубометров бетона. Развернулись также большие работы по укреплению дна, откосов подводящего русла.
В 1953 году в Ташкенте был организован Всесоюзный трест “Средазгипрострой”, в ведение которого было передано строительство Кзыл-Ординской плотины.
Запомнился этот год резким увеличением числа машин и механизмов на стройке. В декабре 53-го во время ледостава из-за неблагоприятных погодных условий на Сырдарье образовались заторы, река в некоторых местах вышла из берегов, затопила часть города, а затем – отводящее русло гидроузла и котлован плотины. Частично затопленным оказался поселок строителей Тас-Бугет. Пришлось проводить аварийные мероприятия.
В середине 1954-го стройка переходит в ведение Минводхоза Казахской ССР. А к концу года начинают поступать первые партии мехоборудования плотины: затворы, закладные части и прочее. Дорогая наша река!
1956-й стал последним годом строительства гидроузла.
К июню были закончены бетонные работы, смонтированы затворы и гидроподъемное устройство. 5 июня 1956 года приемная комиссия разрешила произвести затопление котлована и начать рабочее испытание затворов, устранение неисправностей, выявленных в ходе испытаний, строители завершили к 23 июня. Официально гидроузел ввели в строй 31 июля 1956 года.
А крупный ремонт на старом гидроузле пройдет впервые за шестьдесят с лишним лет его эксплуатации.
– В рамках реализации второй фазы глобального экологического проекта “Регулирование русла реки Сырдарьи и Северной части Аральского моря” предусмотрен комплексный ремонт Кызылординского гидроузла на Сырдарье, – рассказал заместитель акима Кызылординской области Серик КОЖАНИЯЗОВ. – Вторая фаза проекта РРССАМ-2 состоит из восьми компонентов, на первом этапе запланировано реализовать их шесть, на втором два. Первый этап будет реализован за счет республиканского бюджета, и один из его компонентов как раз комплексный ремонт Кызылординского гидроузла, который на данный момент находится в аварийном состоянии, и движение по его плотине, исходя из вопросов безопасности, запрещено.
Начнут ремонт в следующем году, сейчас для этого готовится финансовая и техническая документация.
– Реконструкция займет несколько лет, – уточнил Кожаниязов. – Технически работы сложные, но у Казахстана есть опыт строительства и ремонта таких серьезных водных объектов.