Более 80% воспитанников детдомов Казахстана – сироты при живых родителях – Шолпан Баиболова

В течение двух лет в Алматы действует проект «Ребенок должен жить в семье». Его участники помогают воспитанникам детских домов в качестве наставников – людей, которые становятся старшими товарищами и надежным плечом для тех, кто обделен родительской заботой и лаской.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с Шолпан Баиболовой, организатором проекта.

Шолпан Баиболова, фото из Facebook

- Расскажите, с чего начался ваш проект?

- «Ребенок должен жить в семье» – это неформальное Общественное движение. Зимой 2013 года мы провели форум под таким названием. Тогда к нам присоедились более 150 человек: это были представители государства и общества, неравнодушные к проблемам детей-сирот. Мы получили много предложений о сотрудничестве с различными организациями и простыми людьми, которые были готовы участвовать как эксперты и волонтеры. Наиболее успешное партнерство у нас сложилось с благотоворительным фондом “ДАРА”, с которым мы реализуем проект “Наставники”, а также мы очень тесно работаем с учреждением семейного типа “Ковчег” и сообществом приемных родителей Казахстана. Вся наша деятельность осуществяется в рамках Меморандума между Комитетом по охране прав детей МОН РК и управлениями образования Астаны, Алматы и Караганды. В этом году был учрежден Институт Уполномоченного по правам ребенка в РК, с которым мы активно сейчас работаем и получаем поддержку.

- Как помогает ваш проект в усыновлении?

- Наше движение не занимается усыновлением и адресной помощью детским домам и т.п. Для “подарков” есть много других организаций, которые успешно с этим справляются, а процессом усыновления по закону могут заниматься только уполномоченные органы. Мы считаем, что необходимо менять существующую систему социальной защиты детей-сирот в Казахстане. Нужно отказываться от помещения детей в детские дома и развивать семейные формы устройства: усыновление, опека и патронат. Важно заниматься и профилактикой социального сиротства, чтобы минимизировать количество детей, которые остаются без опеки родителей. Основная проблема: в нашей стране более 80% таких детей - сироты при живых родителях, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут заботиться о своих детях. Международная практика показывает, что если семье на ранней стадии кризиса оказывают социальную, материальную и психологическую поддержка, то ее можно сохранить и, самое главное, избежать попадание ребенка в детский дом. В октябре мы уже провели 1-ую Школу приемных родителей, ежемесячно проходит Клуб наставников и приемных родителей в целях повышения родителской компетенции, психологи Центра проводят индивидуальные консультации как для родителей, так и для детей.

В наших планах – развивать институт профессиональной приемной семьи. Это те семьи, которые заменят систему детских домов, т.е. если ребенок по той или иной причине остается вне семьи, то его будут помещать к «профессиональным» родителям, а специалисты будут в это время оказывать помощь и реабилитацию его родной семье для того, чтобы ребенок смог вернуться к своим родителям. Если это невозможно сделать, то органы опеки будут искать ребенку приемную семью.

Работа эта сложная и займет немало времени и усилий, но мы уверены, что добьемся успехов, так как сейчас уже общество готово к такого рода переменам, отношение людей к детям-сиротам и к вопросам усыновления меняется в лучшую сторону.

- Сколько наставников уже появились благодаря вашему проекту? Появились ли новые семьи?

- Проекту уже более двух лет и сейчас уже можно описать “портрет наставника”. Это в основном женщины от 30 до 40 лет, состоявшиеся и самодостаточные, которые хотят реализовать себя не только в карьере, личной жизни, они хотят еще поделиться своим временем, вниманием, теплотой и знаниями с детьми из детского дома. Примерно 10% наставников – мужчины, есть и семейные пары, часть из которых приходят с намерением со временем взять ребенка в семью. Их не много, но за два с половиной года проекта около 10 детей таким образом обрели семью.

- Случалось ли такое, что наставники не справляются со своей ответственностью?

- В проект приходят очень разные люди, и далеко не все желающие могут стать наставниками. Как видно из нашей статистики, за весь период работы проекта в трех городах (Алматы, Астана и Караганда) к нам обратилось около 650 кандидатов в наставники. Из них прошли обучение в Школе наставников, тестирование, индивидуальное интервью и решились стать наставниками всего порядка 80 человек. То есть лишь десятая часть имела соответствующую мотивацию, готовность и набор качеств, необходимых для работы с детьми данной категории. И мы считаем такой жесткий отбор абсолютно оправдан. Строить взаимоотношения с ребенком, имеющим травму привязанности, может далеко не каждый взрослый. Такой же алгоритм отбора и подготовки необходим для всех кандидатов в приемные семьи. В нашем проекте мы можем прописывать четкие критерии и правила, а вот в случае с приемными родителями, к сожалению, все еще работает принцип “ребенок для семьи, а не семья для ребенка”. Взросые люди относятся к процессу подготовки к приемному родительству зачастую как к покупке игрушки в магазине, только денег не платят. А статистика говорит о том, что в Казахстане ежегодно количество возвратов детей обратно в детские дома достигает порядка 15%. Отсутствие правильной мотивации, системного обучения, знаний о возрастных особенностях детей, о сложностях, которые накладывает психологическая травма на ребенка, чреваты последующими конфликтами и непониманием, и, к сожалению, зачастую приводит к вторичному сиротству. Необходимо проводить психологическую реабилитацию ребенка и готовить его к переходу в приемную семью. Этим сейчас и занимается наш проект, но пока только в г. Алматы.

- Как вы оцениваете прошедший 2016-ый год?

- Этот год, по сути, стал переломным в нашей деятельности: нам удалось запустить именно то, ради чего, собственно, все и задумывалось - Центр поддрежки семьи на базе одного из детских домов. Мы открыли в нашем центре психологическую службу с командой опытных психологов и психотерапевтов, разработали и издали учебное пособие “Школа приемных родителей”. Следующий год будет сложным, задач стоит много, так как перед нами стоит цель – трасформация системы детских домов в службы поддержки семьи. Их деятельность будет направлена на то, чтобы дети жили в семье, желательно в своей родной, либо имели, как минимум, одного заботливого взрослого. Понятно, что общественной организации это сделать не под силу, необходимы политическая воля и усилия компетентных государственных структур, законодательные меры, в том числе. Но партнерство в этой сфере уже существует, наша задача: быть максимально профессиональными и последовательными в своей деятельности.

КСТАТИ, сегодня в Казахстане расширены альтернативные формы семейного устройства - кроме усыновления, опеки, попечительства, патроната, с января 2017 года будут введены еще приемные и гостевые семьи.