Сведущие люди советуют начинать с цифры с девятью нулями.
Месяц назад наши депутаты, обсуждая поправки в Закон о борьбе с коррупцией, называли цифру в два миллиарда тенге. За семь месяцев финполиция возбудила 256 уголовных дел в сфере госзакупок. Но это только верхушка айсберга.
Главаантикоррупционного совета партии “Нур Отан” Оралбай АБДЫКАРИМОВ неоднократно высказывал партийную позицию: место коррупционеров – за решеткой, а министры, акимы, чьи подчиненные уличены или даже подозреваются в коррупции, должны уходить в отставку.
Сейчас мы поведаем одну историю. И попросим Оралбая Абдыкаримовича напомнить партийную позицию министру транспорта и коммуникаций РК Абильгази КУСАИНОВУ.
Чужие правила
В марте 2007 года карагандинское предприятие ТОО “БАТ-2001” выиграло государственный тендер на проведение ремонта автодороги Астана – Ерейментау – Шидерты.
Согласно договору, дорожники обязывались качественно и в срок отремонтировать 33 км дороги, а заказчик – Акмолинский областной департамент Комитета автомобильных дорог Минтранскома – оплатить работы.
– Мы работали без выходных. В июне план перевыполнили на три миллиона. Были уверены, что сдадим в срок, – говорит директор ТОО Темиржан ЖУМАБАЕВ. – Но, похоже, руководству Акмолинского департамента не нравились наши темпы. Начальник департамента Долгих, его заместитель Жусупов неоднократно ставили препоны в работе. А 18 июля на объект приехал председатель комитета Кутербеков (ныне вице-министр транспорта и коммуникаций. – Прим. авт.)…
И ему не понравилось, как его встретили.
Из заявления коллектива ТОО “БАТ” в КНБ, Генпрокуратуру, “Нур Отан”, Премьер-министру: “18 июля 2007 года г-н Кутербеков заехал на объект в неадекватном состоянии, обрушился с бранью на рабочих и директора предприятия за то, что якобы его встретили ненадлежащим образом. И тут же дал указание остановить работы на объекте”.
Остановка по требованию
Уже на следующий день дорожники получили предписание остановить работы. Никаких причин указано не было – остановить и все!
– Только за июль наше предприятие понесло убытки около 30 миллионов. Рабочие нервничали, а мы и сами не знали, когда начальство сменит гнев на милость, – говорит Темиржан Жумабаев.
Работы возобновились только… 15 сентября! Все это время заказчик пытался доказать, что подрядчик использует некачественные материалы. Были проведены десятки экспертиз. Причем заказчик проводил свои экспертизы в “Акмолажоллаборатории”, подрядчик – в лаборатории АО “Дорстройматериалы”. И вот парадокс: “Акмолажоллаборатория” за все время этой байги не выдала НИ ОДНОГО положительного заключения. В то же время лаборатория “Дорстройматериалов” – НИ ОДНОГО отрицательного!
Не выдержав прессинга, директор ТОО пошел на прием к Абильгази Кусаинову, занимавшему тогда пост вице-министра транспорта и коммуникаций.
– Вице-министр убедил меня продолжить работы, – говорит строитель. – Гарантировал, что больше препон нам ставить не будут. Я поверил…
К последнему километру дорожники пришли уже в ноябре. Отрапортовали заказчику: приезжайте принимать работу. Думали – сдадут объект, получат деньги за последний километр и забудут все как страшный сон.
Но на самом деле все только начиналось.
Компанию пустили по ветру
Последний километр заказчик принимать отказался. И денег – более четырех миллионов тенге – тоже не заплатил.
21 ноября комиссия осмотрела участок, выявила незначительные дефекты и указала “устранить недостатки в гарантийный период в теплое время года”.
– Мы не возражали, – говорит Т. Жумабаев, – последний километр укладывался уже чуть ли не под снегом. Согласно договору, наша фирма несла гарантийное обслуживание участка в течение двух лет и обязывалась устранять дефекты за свой счет. Мы даже завезли асфальт с тем, чтобы весной устранить недостатки.
Но 23 ноября заказчик направил подрядчику уведомление о расторжении договора. И в тот же день (!) направил в банк требование на оплату банковской гарантии на сумму семь миллионов тенге! Банк моментально выполнил свои обязательства.
То есть дорожники не только не получили оставшиеся четыре миллиона, но и лишились семи собственных.
Чтобы погасить банковские гарантии, пришлось за бесценок распродавать свое имущество. Асфальтный завод банк оценил в стоимость одного КамАЗа. Железнодорожный тупик с битумными ямами, оцененный банком в 28 миллионов, был продан за семь миллионов. Предприятие простаивало больше года.
– Ни одного заказа за весь год, от нас шарахались, как от прокаженных, – говорит предприниматель.
Суд и дело
ТОО “БАТ” подало в суд на Акмолинский областной департамент Комитета автомобильных дорог минтранскома о взыскании суммы задолженности за выполненные работы в размере 4,6 миллиона тенге и о взыскании незаконно снятой банковской гарантии в размере семи миллионов тенге.
Почти год шло судебное разбирательство в специализированном межрайонном экономическом суде Акмолинской области.
28 августа 2009 года суд вынес решение: иск ТОО “БАТ” удовлетворить. Акмолинский департамент подал апелляционную жалобу.
А чиновники тем временем закатали в асфальт очередные миллионы, выделенные из государственного бюджета. В суде выяснилось, что департамент нашел-таки подрядчика для устранения дефектов последнего километра. То, что БАТ должен был устранить бесплатно по гарантийным обязательствам, Акмолинский филиал РГП “Казахавтодор” Комитета автомобильных дорог “устранил” за 12 миллионов!
Не ради ли этих 12 миллионов заказчик расторгал договор со строптивым ТОО “БАТ” на последнем километре?
Хрустальные фары – добавка к “откату”
Предприниматели не скрывают – госзаказ очень выгоден. Государство в наше время – самый платежеспособный и щедрый клиент. Но чиновники тоже об этом знают – они прочно заняли позицию посредников между бюджетом и частным бизнесом. Как говорят сведущие люди, чаще всего за “откат” в 10–20 процентов.
Но если бы, получив проценты, чиновник успокоился. Нет! “Кураторы” приезжают на “свою” фирму как к себе домой. Сделать “по дружбе” ремонт в квартире тещи – это мелочи. Построить дачу – без вопросов. Забросить пару-тройку барашков – пожалуйста.
Только один ремонт начальственного “Мерседеса” с установкой хрустальных фар обошелся нам в 300 тысяч тенге! – говорит Темиржан Жумабаев. – Мы в финансовую полицию подали заявление об этом.
Вы спросите: почему предприниматель терпит и платит? Да потому, что чиновник-посредник в любой момент может затормозить выплату денег из бюджета. Организовать проверку. Или, как в этой истории, не принять последний километр.
История, происшедшая с карагандинским предпринимателем, типична. Нетипично в ней лишь решение суда, вставшего на сторону предпринимателя. Но если такие прецеденты случаются, значит, лед тронулся?
Для справки: На официальном сайте Министерства транспорта и коммуникаций РК опубликованы сведения о госзакупках на развитие дорог. В 2009 году государство направило на эти цели более 66 миллиардов тенге. На 2010 год запланировано 135 миллиардов.
Татьяна ТЕН, Караганда