"Боимся, что земля похоронит нас заживо": алматинцы бьют тревогу

“У нас похожая ситуация!” – отозвались жители ПК “GREEN HILLS” (“Зеленые холмы”) и ПК “Садоводческое товарищество “Курортное” (Медеуский, Бостандыкский районы). Говорят, о грозящей им опасности осведомлены сотрудники службы ЧС, акиматов и прочих структур. Они не раз приезжали посмотреть обстановку, обещали принять меры. Только никто пальцем не пошевелил.

Языком молотить – не мешки воротить

Своими публикациями о проблемах жителей огромного жилого массива в предгорной местности мы будем, как вода, подтачивать непробиваемых чиновников. Надеемся, до них всё же дойдет, что угроза – реальная!

О сложившейся ситуации мы подробно рассказывали в публикациях “Мы в шаге от массового заражения холерой, гепатитом”: целая река нечистот потекла вдоль заборов” от 10 июля 2020 года, “Воняет крупным скандалом: огромному району в Алматы грозит экологическая катастрофа” от 4 декабря 2020 года. С жителями “Зеленых холмов”, садоводческого товарищества сразу встретились представители выездной комиссии, которой предстояло продумать – как решить целый ряд вопросов. Точнее – создание инфраструктуры (отведения ливневых, канализационных стоков).

В том же дачном массиве проживают люди разного достатка и не у всех есть средства платить по счетам монополиста ТОО “Орхан” или прокладывать трубы за свой счет.

Еще обещали решить проблему сползания и просадки грунта. Людям сказали, что, как только сойдет снег, специалисты обследуют склон горы.

На деле откачали большую фекальную лужу, о чем отчитались перед вышестоящим начальством. Между тем канализационные отходы продолжают бежать по поверхности, отравляя всё живое вокруг. И у жителей “Зеленых холмов” есть опасения, что нечистоты могут попасть в скважину, из которой питается коттеджный городок. В июне сотрудники санэпидслужбы в пробах воды выявили термотолерантные колиформные бактерии из класса фекальных. Наверное, каждому проверяющему надо поднести по стакану такой водицы с запахом общественного туалета. Может, тогда ситуация стала бы понятнее?

 

“Канализация уходит в водозаборную зону, возможно, в реку”

В минувшую среду мы отправились по знакомому адресу. На месте, где мы побывали летом, зимой, рядом с жилыми домами (улица Жасыл белес) – лужа нечистот, которая стекает вниз по горе. Всё та же неприглядная картина!

– У нас одна надежда – на “КАРАВАН”, – говорит председатель потребительского кооператива “GREEN HILLS” Арман КАРАБАЕВ. – На ваши публикации чиновники хоть как-то еще реагируют… Все прекрасно знают, что у нас здесь происходит. Земля вокруг заражена. Жители не могут отдыхать у себя в домах – мешает зловонный запах. В прошлом году экологи брали пробы грунта, результаты нам не озвучили. Мы не можем найти лабораторию, провести повторную экспертизу, за свои деньги. В санитарно-эпидемиологической службе говорят – нет времени, возможности и так далее. А мы хотим знать, какая здесь обстановка!

– И что делать?

– На одной из встреч представители акимата Бостандыкского района озвучили информацию: когда район принимали на баланс города, было постановление городских властей, в котором сказано – принять и провести полную инфраструктуру. Здесь люди живут круглый год, платят налоги. Но никто ничего не хочет решать. А ведь канализация уходит в землю, водозаборную зону, возможно, в реку. Есть несколько точек подключения к канализации. Систему надо продумать, довести до ума, тогда мы спасем гору, а город – от заражения.

Грунт ползет, а с ним – строения

Поднялись мы выше, где находится ПК “Садоводческое товарищество “Курортное”. На центральной улице увидели треснувшие заборы. Трещины появились в земле. Жители говорят: после ливней здесь образуются глубокие канавы, даже страшно ходить. Срезанные склоны гор – повсюду. Впрочем, как и в других предгорных районах.

– В мае – июне пойдут дожди, земля снова начнет садиться, – продолжает Арман Карабаев. – На одном из участков дорога сильно проседает. Каждый год вызываем сотрудников МЧС. Они приезжают, засыпают грунт.

Невооруженным глазом видно, как в этом месте ползет вниз недостроенная конструкция из бетона, рискуя обрушиться вместе с тоннами грунта, частью улицы на нижние дома.

Об угрозе оползней в департаменте по ЧС говорили еще в начале и середине 2000-х годов, когда началась активная застройка горных "прилавков". Предупреждали: надо обозначить участки, где стройка категорически запрещена. Тщательно проверять проекты, укреплять склоны бетонными стенами, высаживать на них деревья, а не срезать землю. И строго следить за системой отвода вод. Пласт земли может двигаться со скоростью 1–2 сантиметра в год. А может обрушиться неожиданно, как случилось в Талгарском районе в 2004 году, когда гигантский оползень ночью накрыл многоквартирный дом и унес 29 жизней.

В 2007 году на дачном участке садоводческого товарищества “Энергетик” в Карасайском районе Алматинской области (сейчас это город) оползень сошел из-под строящегося пятиэтажного дома. Чудом обошлось без жертв. Специалисты предупреждали – дальнейшее его строительство может вызвать повторный оползень. Обещали добиться прекращения стройки, разборки тяжелой конструкции. Но махина так и стоит…

В 2011 году появились трещины на горе Кок-Тобе – склон пришлось срочно укреплять.

А теперь вот опять целые жилые массивы города под угрозой схода оползня.

“Страшно за себя, детей. Боимся, земля похоронит нас заживо”, – говорят люди.

АЛМАТЫ