За участие в деятельности террористической группы на скамье Петропавловского городского суда оказался 47-летний североказахстанец Марат Умурзаков. Он жил на окраине Петропавловска, не имел ни семьи, ни работы.
Как установил суд, летом 2012 года Марат Умурзаков находился в Алматы, где его и застал поток информации из газет и телевидения о событиях в Сирии, где случилось кровавое противостояние власти и оппозиции, в которую входили сторонники радикальных течений ислама. Будучи сторонником радикального течения, Умурзаков решил отправиться в Сирию, которая, по его мнению, являлась благословенной землей для участия в вооруженном джихаде.
Чтобы не оказаться в руках правоохранительных органов, маршрут до “благословенной земли” был разработан до мелочей. Из Алматы – в Бишкек, потом в Турцию, а оттуда уже в обход пограничников до сирийского населенного пункта Атма, который находился под контролем оппозиционных сил.
Здесь, как прозвучало в суде, Умурзаков получал навыки для совершения террористических актов. Курс бойца включал физическую и военную подготовку, в частности, изучение видов стрелкового оружия, их тактико-технических характеристик. Совершенствовал и уже имевшиеся навыки пулеметчика, полученные в молодости во время службы в армии.
Пройдя двухнедельную подготовку, получив автомат Калашникова, Умурзаков направился в лагерь боевиков, входящих в состав международных террористических организаций, расположенный в населенном пункте Баб-эль-Хава в Сирии. Вступил в ряды террористической группы “Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар”, входящей в состав международной террористической организации “Аль-Каида”, по мнению суда, с целью непосредственного участия в ее деятельности. Он занимался обеспечением безопасности боевых отрядов, участвовавших в боевых операциях против правительственных войск Сирии.
В декабре 2012 года Умурзаков уехал из Сирии в Турцию и жил в Стамбуле. Но спустя полгода он встретил соратника, который сообщил, что в Сирии притесняются мусульмане, и предложил вновь взяться за оружие. По уже известному маршруту Умурзаков нелегально перешел турецко-сирийскую границу, прибыл в лагерь боевиков в населенном пункте Баб-эль-Хава, входящих в состав террористической организации “Исламское государство”, которую также называют ИГИЛ.
Как отмечено в судебном вердикте, до февраля 2014 года Умурзаков принимал активное участие в деятельности организации “Исламское государство” в форме вооруженного джихада на территории Сирии против правительственных войск. В частности, заступал на боевое дежурство в населенном пункте Хантуман и городе Халебе, в которых осуществлял визуальную разведку подконтрольной террористической группе территории для недопущения нападения со стороны правительственных войск. Тем самым Умурзаков обеспечивал способность террористических групп осуществлять военные операции и террористические акции против правительственных войск Сирии, мирного населения.
После активного наступления правительственных войск Сирии, в том числе путем бомбовых ударов, и возникновения междоусобных конфликтов внутри группировок “Исламское государство” в феврале 2014 года Умурзаков, опасаясь за свою жизнь, покинул зону боевых действий и отправился в турецкий Стамбул, где намеревался остаться жить.
Депортирован как нелегал
Судя по материалам уголовного дела, Умурзакова подвело то, что границу опять перешел нелегально, и летом 2015 года он был задержан сотрудниками полиции Турции за нарушение миграционного законодательства, водворен в депортационный лагерь и в январе 2016 года депортирован турецкими властями на территорию Республики Казахстан.
Свою вину подсудимый Умурзаков в суде не признал. По его версии, он выезжал в Турецкую Республику не для того, чтобы воевать в Сирии, а чтобы работать в Турции. Здесь якобы он сначала работал продавцом на рынке, потом – в одной из столовых.
О своем участии в террористической группе так и сказал, что… сам себя оговорил во время досудебного разбирательства. Мол, давая показания, был уставшим и не понимал смысл происходящего. А свободно называл имена террористов, наименования населенных пунктов дислокации и маршруты следования участников террористических действий лишь потому, что, когда жил в Турции, это было на слуху.
Суд критически отнесся к этим словам подсудимого и счел, что его вина полностью доказывается совокупностью фактов, непосредственно исследованных в ходе судебного следствия. В том числе показаниями самого Марата Умурзакова, данными им в ходе досудебного расследования.
“Видел, как тяжело приходится беженцам…”
В судебный приговор вошли показания подсудимого, которые он давал следователям. К примеру, он рассказывал, что “также на его решение вернуться в Сирию повлияло то, что, находясь в Турции, он много раз видел, как тяжело приходится беженцам из Сирии. Когда он приехал в Сирию во второй раз, то попал в джамагат, который входил в состав ИГИЛа. В Баб-эль-Хаве ему выдали автомат АК-47 и поручили охранять рибат (пограничное укрепление) на границе, так как правительственные войска иногда обстреливали охраняемые ими территории. Непосредственно службу в рибате он нес на окраине города Халеба, а также в населенном пункте Хантуман, который находится в непосредственной близости от Алеппо. Их развозили на микроавтобусе иностранного производства.
При заступлении в рибат им выдавали по 4 магазина с патронами. Период дежурства составлял 10 дней, отдыхали примерно по 5–10 дней. Наряд состоял примерно из 10–12 человек.
В Баб-эль-Хаве, где он проводил время между несением службы в рибате, на мечети он видел установленный флаг ИГИЛ, представляющий собой черное полотнище с надписью арабской вязью белого цвета, которая гласит: “Нет божества, кроме Аллаха, и посланник его Мухаммед”.
Приговором Петропавловского городского суда Марат Умурзаков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса РК (“Участие в деятельности террористической группы или в совершаемых ею актах терроризма”). Приговор суда – 7 лет лишения свободы.
Петропавловск