Боец 106-й…

Сыдык Туменбаев попал в 288-й полк 106-й кавалерийской дивизии в начале 1942-го. А в мае уже участвовал в тяжелых боях под Харьковом. Из тысяч солдат выжили единицы, в том числе младший политрук Туменбаев. Оказавшихся в окружении и плененных фашисты загнали в Шепетовку, близ Донбасса, заставляли работать на полях и жестоко избивали. На тех, кто пытался бежать, спускали собак, загрызавших их насмерть. Но желание вернуться к своим было сильнее страха.

– Когда стало известно, что скоро пленных погонят в Германию, ждать больше не стали, – рассказывает старшая дочь ветерана Насима БАЛАУБАЕВА. – И семеро, в том числе и отец, бежали.

Они прорвались к Красной Армии. Но там их ждала советская комендатура, новые издевательства и клеймо – предатели Родины. Приговор трибунала – 10 лет лагерей.

После освобождения Сыдык вернулся в родной Кокпектинский район Семипалатинской области, женился на красавице Саре, которая была моложе его на 20 лет, стал отцом пяти дочерей и сына. О прошлом предпочитал не рассказывать, стыдясь политической судимости. Но в 80-е годы все же решил добиться справедливости и реабилитации.

– На переписку с архивами Москвы, Ленинграда и Ташкента ушли годы, – вспоминает Насима Балаубаева. – К сожалению, приходили ответы, что сведений о 106-й кавалерийской дивизии нет. Наконец обратился туда, где в 1943 году был осужден. И только в 1991 году военная прокуратура Украины прислала справку о реабилитации, подтвердив тем самым, что Сыдык Туменбаев был осужден необоснованно...

– Квартиру отцу тоже пришлось ждать немало – почти два десятилетия, – признается Насима-апай. – Когда несколько лет назад я обратилась в совет ветеранов Семея за помощью, там ответили: мол, у нас настоящим героям, проливавшим кровь, многого не хватает, а вы хотите блага тому, кто в войну отсиживался в тюрьме? Было очень обидно!

Долгожданную однокомнатную квартиру Сыдык Туменбаев получил лишь в 2010 году. Но в новостройке было так холодно, что через три дня дети опять забрали его к себе.

– Отец никогда не ругал Сталина, считал, что именно так и надо было поступать, иначе бы в той войне не победили, – подчеркивает дочь ветерана. – И он всегда трудился. Работал каменщиком до 80 лет, пока дети не уговорили уйти на заслуженный отдых.

Жизненный путь старейшего в Семее ветерана Великой Отечественной войны завершился в день 70-летия ее начала – 22 июня 2011 года. Аксакалу было 103 года.

Семей