Вы знаете, что сейчас творится в Москве? Говоря коротко, бардак.
С января этого года резко ухудшились скорость и качество доставки "Почты России". Вместо стандартных двух недель виртуальные шопоголики ждут свои посылки по 2-3 месяца, кто-то и того больше. Даже один из мировых лидеров экспресс-доставки, компания DHL, впервые за полвека своего существования оказалась не способна выполнять взятые на себя обязательства. Самолеты DHL экстренно садились на замерзшие озера и доставляли посылки даже под обстрелом в Афганистан, но они споткнулись о российскую бюрократию и всеобщую расхлябанность.
Крайних - виновников затора - пока найти не могут. Главные обвиняемые - это "Почта России", которая работает по старинке, не спеша и неаккуратно, хотя поток посылок за последний год вырос на 64 процента, и таможенная служба, которая не успевает быстро обрабатывать поступления (сроки оформления посылок, поступающих в аэропорты Москвы, с января увеличились с 4 до 10 дней).
Почтовики свою вину отрицают. Тем более, если проблемы начались и у DHL, и у американской UPS, это значит, проблема не в "Почте России", а в таможне, которая ввела новый порядок таможенной очистки и теперь сама же с ним не справляется. Из-за этого в московском пункте международного почтового обмена скопилось уже 20 тысяч посылок, и их число продолжает расти, говорят в пресс-службе "Почты России".
Между тем, ранее Генпрокуратура РФ в ходе проверки "Почты России" обнаружила многочисленные нарушения: миллиардные долги по кредитам, невероятные премии руководству, миллионные фуршеты, проживание руководства во время семинаров в самых дорогих номерах и прочая. Прокуратура выяснила, что выплата премий отнюдь не соответствовала успехам в работе. А нынешняя ситуация и вовсе говорит о том, что премий пора лишать. Общая сумма задолженности по кредитам у "Почты России" на сегодня равна почти 500 миллионам долларов, что в полтора раза превышает стоимость активов предприятия. Более того, погашать эти долги нечем...
Таможенники, в свою очередь, ссылаются на программы отслеживания посылок, в которых черным по белому написано, что на таможню большая часть проходит буквально за несколько часов, но перед этим они по две недели лежат на складах у "Почты России".
По данным таможенников, если в прошлом году ежемесячно в регион деятельности Центрального таможенного управления поступало по 20 большегрузных машин в месяц, то сейчас - более 40. И это связано именно с активным развитием интернет-торговли. Тем более, то что на Алматинской барахолке стоит 5 копеек, в московском бутике уже оценивается в 50. А потому россияне все чаще предпочитают зарубежные интернет-магазины. И, судя по обсуждениям в профильных сообществах, готовы ждать свои посылки по несколько месяцев и рисковать их потерять вовсе, лишь бы не покупать втридорога на родине.
Что касается самой торговой интернет-платформы eBay, то продавцы всего мира, предлагающие здесь свои товары, и раньше предпочитали не связываться с пространством СНГ. В профиле у многих указано: шлем только в США, Канаду и Европу. А в Африку, Россию, Казахстан и прочая изначально слали далеко не всегда.
Но бизнес есть бизнес, и все чаще продавцы соглашались работать со странами из "черного списка". Как ситуация сложится дальше, неизвестно. Но скандал грозит поставить крест на только-только вставшей на ноги электронной коммерции. По правилам eBay товар должен быть доставлен в любую точку мира максимум в полутора месяцев, иначе продавцу придется вернуть покупателю деньги или выслать аналогичный товар. Со странами, где посылки идут по 2-3 месяца, а то и вовсе не доходят до адресата, работать мало кто хочет.
Что касается казахстанцев, то пока "посылочный скандал" в Москве на нас сильно не сказался. Риск не дойти в срок имеют посылки, которые в Алматы поступают транзитом через Москву. Немало среди них оказий, что едут из Гонконга.
А, к примеру, посылка из США на пути в Казахстан может пройти несколько пунктов почтового обмена - в Германии, Прибалтике, России. Ее будут перегружать с самолета на поезд, оформлять, проверять, составлять накладную. Такой вот длинный путь проходят посылки из-за океана, прежде чем оказаться в Алматы.
- Нам никто не верит, но много вскрытий происходит на границе с Германией, где на почте работает много мигрантов, в том числе из Турции, - сетуют сотрудники "Казпочты". - Был даже случай, когда достали ноутбук и вместо него в посылку стиральный порошок. Сама процедура выяснения долгая и сложная, с заполнением множества бумаг. Мы делаем все, что можем, но это проблема сейчас и для самой Германии.
По данным Казпочты, за три последних года объем посылок в республику суммарно вырос на 10 процентов. Темпы роста посылочной почты в прошлом году снизились в виду снижения деловой активности населения, однако в прогнозах на 2010 год ожидается увеличение объема посылок. Хотя, конечно, таких объемов как у москвичей пока не предвидится.