Ближе к делу – как полицейских делают доступнее и эффективнее

Клиенты правоохранителей

Как отметил на презентации министр внутренних дел РК Марат АХМЕТЖАНОВ, со стороны общества в последние годы повысился запрос на улучшение связи правоохранительных органов с населением:

– Прислушаться к голосу народа, перейти от бюрократического подхода к человекоцентричному, от отчетной направленности – к реальной работе с гражданами – таковы запросы казахстанцев. И, внедряя сервисную модель работы полиции, мы проводим не очередную реформу, а строим новую систему взаимодействия с гражданами, которые выступают клиентами правоохранительных органов.

Первый заместитель министра внутренних дел Марат КОЖАЕВ сообщил:

– Если в традиционной работе полиции главная цель – борьба с преступностью, а ключевыми показателями являются раскрываемость преступлений, число лиц, привлеченных к штрафам, арестам и обвинениям, то в сервисной модели главная миссия правоохранителей – обеспечение чувства безопасности у граждан. Это достигается посредством профилактики правонарушений.

По словам Кожаева, за многие годы сложилась устойчивая практика оценки работы сотрудников местной полиции исключительно на основе статистических данных выявляемости правонарушений. У сервисной полиции оценка работы другая – не выявлять, а пресекать правонарушения.

– Принципы сервисной полиции – шаговая доступность, создание оптимальных рабочих процессов и партнерство с населением. В этих целях ведется работа по обеспечению эффекта постоянного присутствия полиции в местах, где это необходимо. С местными исполнительными органами прорабатываются вопросы строительства участковых пунктов, в том числе в строящихся жилых комплексах. В прошлом году введены в эксплуатацию 91 современный участковый пункт и 61 модульный пост полиции, в общественных местах и на автомагистралях устанавливаются устройства “Кнопка SOS” (на данный момент установлено 38 устройств), функционирует мобильное приложение “102”, позволяющее сотрудникам полиции в онлайн-формате посредством видеозвонка оперативно реагировать на обращения граждан, – рассказал замминистра.

Бумаги – в прошлом

А в рамках дебюрократизации госаппарата, объявленной Президентом, упрощается работа участковых инспекторов. Например, канут в Лету 10 видов журналов: прием граждан, амбарная книга, регистрации профучета, убираются бумажные списки и рапорты на подучетных лиц.

– В ближайшее время будут оцифрованы процессы списания материалов некриминального характера, на сбор которых затрачивается необоснованно огромное количество времени. Прорабатываются вопросы по оптимизации процесса рассмотрения административных дел в судах.

Дебюрократизация и оптимальное распределение обязанностей позволят участковому больше находиться на своем участке, не отвлекаться на поездки к руководству райотделов для подписания материалов и сконцентрироваться на выполнении основных задач, в первую очередь – на работе с населением, – подчеркнул Марат Кожаев.

Аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ сообщил об итогах реализации пилотного проекта в Нур-Султане, стартовавшего в 2020 году.

– В Алматинском районе в три раза увеличилась узнаваемость участковых инспекторов (в пилоте участвовало 40 сотрудников). Мы усиливаем материально-техническое оснащение полицейских, у Есильского управления полиции – новое здание, как и у Байконурского, Сарыаркинское управление находится в ветхом здании, в этом году решим этот вопрос. Многие услуги оказываются онлайн, сокращаются сроки их исполнения.

Для шаговой доступности полиции в 2021 году созданы 10 модульных и 12 участковых пунктов полиции, на этот – запланировано открытие еще пяти.

Портрет участкового

Национальный эксперт ОФ “Центр исследования правовой политики” Назгуль ЕРГАЛИЕВА, в свою очередь, представила социологический портрет участкового инспектора полиции. Как правило, это мужчина 22–30 лет, без собственного жилья и автомобиля, женатый, воспитывающий двоих детей, имеющий кредит, окончивший вуз, с высоким уровнем физической подготовки. Опрос сотрудников полиции показал, что своей работой они удовлетворены на “троечку”. 67 процентов признали, что часто и неоправданно работают в авральном режиме, 54 процента жалуются на оснащение. При этом большая часть – почти 70 процентов – в следующие два года планирует остаться в органах.

Также эксперты опросили жителей столицы и узнали, что 58 процентов из них становились жертвами правонарушений за последние три года (в основном это мелкие правонарушения – кража телефонов и портмоне), почти 60 процентов чувствуют себя безопасно в темное время суток, 23 процента довольны качеством работы полиции.

Киберволонтеры и доверие

Заместитель председателя комитета административной полиции МВД РК Алексей МИЛЮК рассказал о результатах реализации пилотного проекта, в рамках которого в Карагандинской области создали межведомственную группу по обеспечению безопасности.

– В 2020 году опросили свыше 6,5 тысячи респондентов, в 2022-м – 64 тысячи. Если на начало проекта 36 процентов опрошенных чувствовали себя в безопасности, 55,8 процента выразили готовность к сотрудничеству с полицией и 43 процента выразили полное доверие полиции, то год спустя эти показатели были уже 42, 88 и 64 процента соответственно, – проинформировал Милюк.

Также он рассказал о проекте “Киберволонтеры Казахстана”, запущенном в Караганде, Алматы и Павлодаре:

– 49 участников помогли нам пресечь реализацию запрещенных товаров и услуг в Интернете, выявили 147 единиц противозаконного контента в Сети, 58 противоправных телеграм-каналов и 127 сомнительных объявлений.

QR – и никакой секретности

Член общественного совета при МВД Марат БАШИМОВ призвал коллег акцентировать внимание и на работе сельских полицейских, которые, по его словам, зачастую считают себя местными божками.

Один из инициаторов гражданской адвокации “Требуем реформу МВД” Ерлан НУРПЕИСОВ считает необходимым продолжать независимую оценку работы полиции.

А известный экономист АСЕТ НАУРЫЗБАЕВ среди прочего предложил МВД новацию, которая, по его мнению, увеличит число скачиваний приложения “102”.

– Если в приложение вставить функцию считывания QR-кода, а полицейским вменить в обязанность показывать этот QR (на жетоне или удостоверении), то процесс документирования взаимодействия с гражданином начнется сразу.

После фиксации начала этого процесса можно написать разные сценарии, но главным является вопрос: зачем ты до него докопался? Это сильно снизит аппетит полицейских к немотивированным поступкам. Это обеспечит немедленную проверку: настоящий это полицейский или он купил форму? Это избавит вас от необходимости записывать Ф.И.О. и должность полицейского. Это даст нам огромный массив данных для анализа активности полицейских. И, наконец, мы сможем ставить полицейским лайки и дизлайки. Что, по идее реформы, должно прямо формировать премии и годовые бонусы, – высказался Наурызбаев.

А еще он уверен – у сервисной полиции не может быть секретных документов:

– Адвокаты по-прежнему жалуются на то, что полицейские, ссылаясь на гриф “ДСП” (для служебного пользования), отказываются предоставлять им документы.

НУР-СУЛТАН