О том, что Казахстану необходимо слезть с иглы импортозависимости, развивать собственное производство, говорят давно. И последние 10 лет цифры статистики медленно, но все-таки сдвигаются в сторону отечественных производителей. Отвоевывать рынок у импортеров непросто. По сути, это попытка плыть против течения, и предприниматели понимают, что это не самый легкий путь. Поэтому вступать на него рисковали лишь единицы. Это и понятно, ниши рынка забиты привозным товаром, и попробуй встать туда со своим отечественным. Без мощной поддержки и продуманных механизмов реализации легче выкинуть деньги в форточку. При этом не существовало серьезной аналитики и расчетов, на основании которых предприниматель смог бы заранее оценить свои возможности и риски. Ведь можно вложить большие деньги, произвести товар, но, не сумев найти рынок сбыта, отправить его на склад на долгие годы.
Хорошей новостью стало, что палата предпринимателей “Атамекен” взялась за большую работу и промониторила отрасли, выделив на первом этапе 10 потенциальных товаров, которые казахстанские бизнесмены могут начать успешно производить, отыграв позиции у импортеров, и при этом сразу же найти покупателя. Мы решили узнать подробнее о проделанной работе и пилотном проекте, который стартует уже на днях.
Когда твой покупатель ERG…
На инициативу НПП “Атамекен” запустить пилотный проект, который бы позволил отечественному бизнесу вклиниться в ниши рынка, занятые импортными товарами, сразу же откликнулась промышленная компания ERG. Этот производственный гигант за годы работы вложил около 11 миллиардов долларов в развитие действующих и новых производств, предоставив рабочие места десяткам тысяч людей.
– Инициатива “Атамекена” по локализации производства ряда ныне импортируемых товаров очень актуальна для крупных промышленных компаний, таких как ERG. Поэтому, когда к нам обратились партнеры из НПП, мы с готовностью поддержали этот проект. С коллегами-отраслевиками определили те закупочные позиции, которые действительно могут сегодня производиться в Казахстане. На первом этапе отобрали 10 видов товаров, потребность в импортировании которых отпадет, если будут успешно реализованы проекты по локализации. Речь идет о таких позициях, как глинобентонитовый порошок, кирпич шамотный, селитра аммиачная марки А (ГОСТ 2-85) и др. Предварительно для каждой из 10 позиций определены также регионы реализации, – рассказал управляющий директор по методологии и контроллингу закупок ТОО “Евразийская группа” Руслан МУЛЮКБАЕВ.
По его словам, ERG гарантирует пятилетний контракт предпринимателям, которые возьмутся за производство вышеуказанных товаров.
– При этом рыночные законы никто не отменял, такие параметры, как качество и адекватная рынку цена, конечно, обязательны. Надеемся, что потенциальных инвесторов активно поддержат и банки второго уровня, – отметил он.
Схема действия проста
– Со своей стороны, палата готова помочь в получении контракта отечественными предпринимателями, у которых имеются средства для подобного бизнеса, оказать содействие по переквалификации работников, – рассказывает заместитель председателя правления НПП РК “Атамекен” Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ. – Одним из первых регионов, где будет запущен этот проект, станет Костанайская область. Возможно, что в будущем к проекту присоединятся и другие регионы, где будет удобна логистика и доступна необходимая сырьевая база.
Но нас больше интересовала сама схема реализации этого пилотного проекта. Вернемся к обычному предпринимателю: допустим, он захотел принять участие и получить обещанный контракт. С чего ему начать?
Схема действий проста: потенциальный участник проекта обращается в НПП РК “Атамекен”, где ему подробно разъясняют суть проекта, представляют средний годовой объем запрашиваемой ERG продукции. Далее предприниматель совместно с “Атамекеном” или самостоятельно готовит бизнес-план, который содержит данные об объемах, стоимости продукции, качественные характеристики и информацию о создаваемых рабочих местах.
При наличии собственного, уже запущенного производства компания представляет ценовое предложение с указанием стоимости, качественных характеристик продукта, объемов продукции и количества создаваемых рабочих мест с указанием квалификационных требований.
Далее палата изучает представленный бизнес-план с компанией ERG. При положительном решении будут организованы консультативные встречи по вопросам реализации и заключения соглашения.
В проекте могут принять участие действующие казахстанские предприятия, желающие организовать производство, обладающие финансовым обоснованием или подтверждающие наличие инвестиций.
Пилотный проект по задумке позволит создать сотни дополнительных рабочих мест, и этот пункт в требованиях к потенциальному производителю стоит на первом месте.
– Такие проекты, как инициатива по локализации, – это очень своевременные проактивные меры, которые позволят подготовить в промышленных областях прочную прослойку местного МСБ, обеспечат занятость в условиях высвобождения трудовых ресурсов с традиционных производств. Новые рабочие места – новые перспективы для жителей регионов, – пояснил Руслан Мулюкбаев.
– Локализация определенных товаров не является единственной целью проекта. Не менее важной его составляющей являются развитие МСБ и трудоустройство кадров. Аналогичный проект может быть запущен и с другими крупными компаниями, – резюмировал Эльдар Жумагазиев.
Предприниматели, желающие запустить собственное производство по вышеуказанным позициям, могут обратиться в департамент по вопросам занятости НПП РК “Атамекен” по телефонам: 8 (7172) 919-345, 919-346. Е-mail: n.mukhtarova@palata.kz, s.korenev@palata.kz
Алматы