Благодарность виртуальная, помощь реальная

Магазин с виртуальной выручкой из “спасибо” появился с легкой женской руки. Около десяти лет назад общественное объединение женщин в Усть-Каменогорске задумало благотворительный проект “Дай вещи вторую жизнь”. Чиновники идею одобрили, выделив небольшой отдел на муниципальном рынке, повесили вывеску “Все за спасибо”. И дело пошло.

Сначала вещи собирали только среди членов женской ассоциации, потом откликнулся народ – понесли одежду, обувь, постельное белье, книги… Отдел сразу привлек демократичностью: полное ощущение обычного магазина, все аккуратно разложено, развешано. Можно посмотреть вещь, примерить. Нет чувства ущербности. Берешь и просто говоришь “спасибо”. Скептики предрекали, что проект продержится от силы год, но ему уже почти десять лет, и постоянно открываются новые филиалы в городах и районах области.

Реальная поддержка

– Детей воспитываю одна, от младшего не отойдешь, он аутист, – рассказала жительница Усть-Каменогорска Динара. – Поэтому не работаю, живем втроем на пенсию. Дети растут, если бы я покупала им одежду, денег не хватило бы даже на неделю. Магазин выручает.

Семей с похожими жизненными ситуациями немало. По словам продавца Веры БАРНИНОЙ, если в первые годы за месяц набиралось 200–230 “покупателей”, то в 2015 году – по 500, а с начала 2016-го поток еще удвоился. Сказался кризис.

– Мы учитываем тех, кто взял несколько вещей, – рассказала продавец. – Выбравших что-то одно невозможно переписать, их сотни. Для многих наш магазин жизненно необходим. Одна пенсионерка в силу обстоятельств осталась без документов, то есть без пенсии. Зарабатывала сбором ягод, но сколько на них выручишь? Всю одежду на осень и зиму она взяла в нашем отделе. Другая 65-летняя женщина одна воспитывает внука. Мама у ребенка вроде есть, но толку от нее никакого. Вот бабушка выбирает вещи для мальчика, экономит пенсию.

За годы работы продавцы научились с первого взгляда отличать “своих” покупателей от тех, кто страдает жадностью.

Как-то женщина набрала массу юбок, собралась уходить, но на выходе еще прихватила пару курток. Оказалось – хотела пустить все на пошив рабочих перчаток для продажи. Другая высматривала в отделе натуральные шубы, чтобы… сдать на унты.


В благотворительном магазине каждый день бывают десятки горожан

– Все равно честных больше, – заметила продавец. – У нас есть даже переходящие свадебные платья. Возьмут, свадьбу справят и возвращают. Некоторые горожане отдают вещи, которые были частью семейной истории. Оставляют с наказом передать хорошему дедушке или маме-одиночке. Причем еще неизвестно, кто больше доволен – кто передал вещь или кто ее взял.

В ходу рахметкоины

В Усть-Каменогорске у благотворительного проекта за эти годы появились “побочные” эффекты. В одних торговых центрах установили социальные корзины – горожане оставляют в них одежду, канцтовары, книги. В других предприниматели передают во “Все за спасибо” остатки товара после распродаж. В декабре женщина принесла 16 новогодних сладких подарков, попросила отдать многодетным семьям.

К слову, психологи видят в благотворительности своего рода массовый антидепрессант, особенно в период кризиса. Когда повсюду страх потерять заработок и лишиться привычных благ, добрый поступок помогает снять стресс. И чем он конкретнее, тем больше несет позитива.

Помочь пожилому человеку перейти улицу, скатить с крыльца инвалидную коляску, передать многодетной семье гардероб своего выросшего ребенка… По словам продавцов благотворительного отдела, люди, которые чаще других отдают магазину вещи, даже выглядят иначе – счастливее.

– Один коммерсант недавно отдал партию канцтоваров для детей из малообеспеченных семей, – заметила продавец. – И пошутил: в мире, мол, переходят на биткоины, а у нас – на рахметкоины, и неизвестно еще, кто в выигрыше.

Усть-Каменогорск