Бизнес-образование - посткризисный период

Однако, даже отходя от последствий кризиса, казахстанские компании продолжают демонстрировать очень сдержанную позицию в плане обучения своих сотрудников на специализированных бизнес-курсах или программах МВА. И главная причина здесь не столько нехватка выделяемых средств на повышение квалификации сотрудников, сколько непонимание того, какие новые компетенции и навыки менеджеров будут необходимы в новом, посткризисном этапе развития бизнеса в Казахстане. Соответственно, самому бизнес-образованию также необходимо понять, в какую сторону оно должно развиваться и что предлагать.
В предполагаемой динамике спроса на бизнес-образование в период выхода из кризиса возможны два варианта.
Первый - спрос на бизнес-образование превысит докризисный уровень и потребует от бизнес-школ больших затрат на высокопрофессиональных экспертов-практиков в разных отраслях рынка и бизнес-аналитиков, серьезного обновления материально-технической базы, корректировку содержания образовательных программ.
Основными факторами ожидаемого активного роста спроса являются: значительное число потенциальных слушателей, желающих пройти бизнес-обучение, но временно отложивших его в связи с кризисом; рост потребности в высококвалифицированных управленцах в начале нового витка развития бизнеса в посткризисный период, особенно в финансовой сфере или в нишевых специализациях; возрастание интереса к вопросам оптимизации и стандартизации бизнес-процессов.
Второй вариант - в период выхода из кризиса (начиная с 2011 года) спрос на бизнес-образование увеличится, но темпы роста спроса будут относительно невелики.
При этом весьма вероятно, что предпочтения казахстанских управленцев и бизнесменов все более будут склоняться в сторону программ бизнес-образования, предлагаемых либо западными бизнес-школами, либо к совместным executive-программам с дипломами от западных школ.
Из отечественных бизнес-школ на рынке останутся только наиболее сильные игроки, другие участники рынка будут вынуждены либо как-то интегрироваться с крупными образовательными центрами или с западными коллегами, либо будут поглощены последними.
При этом, несмотря на тот или иной сценарий, мы как представители финансово-управленческого направления в бизнес-образовании прогнозируем, что возрастет спрос к одногодичным МВА-программам (если учиться в посткризисное время новых возможностей, то нужно делать это быстро). Казахстанскому рынку будут необходимы управленцы, имеющие знания и опыт, особенно в вопросах реструктуризации корпораций и смены стратегии бизнеса. Возрастет популярность финансовых менеджеров и менеджеров-управленцев в области здравоохранения и фармацевтики
(их в первую очередь будут искать транснациональные корпорации, выходящие на новые рынки).
Еще одна отрасль, где ждут людей с качественным бизнес-образованием и деловыми компетенциями, - интернет-стартапы и отрасль управления социальными проектами - перспективная аудитория МВА с социальным уклоном (через несколько лет мы уже увидим, превратится ли эта мода в долгосрочный тренд).
В посткризисный период для потенциальных слушателей в области финансово-управленческого бизнес-образования существенно возрастет значимость государственных гарантий качества образования и их критериев, возможность сертификаций (государственных, национальных, международных). Это значит, что требования к специализированным программам и преподавателям будут становиться более жесткими.
Также увеличится запрос на узкоспециализированные и практико-ориентированные программы.
При этом наиболее востребованными станут программы, способствующие оперативному и эффективному разрешению таких проблем, как: анализ финансовых рисков, анализ рентабельности инвестиций, управление инвестиционным портфелем, управление активами компании, финансовое консультирование частных активов и т.д. Все эти вопросы ориентированы на будущее, учитывают понимание тенденций рынка и их опережение.
А это значит, что одной из основных предпосылок успеха деятельности любой бизнес-школы в период выхода из кризиса является понимание того, какие именно специалисты будут наиболее востребованы в данный период и где взять таких экспертов рынка, кто мог бы отвечать новым запросам реального бизнеса под данные специализации и при этом быть хорошим тренером, преподавателем, коучером.

Источник: Ольга Кузнецова, ректор Академии РФЦА,"RFCA News"

Автор: Караван.kz