Бизнесмены всех стран, объединяйтесь!

Как и когда мы сможем преодолеть все проблемы и кто больше других заинтересован в объединении – пытались выяснить в рамках Астанинского экономического форума эксперты со всего мира.

Китай: никакой политики, только торговля

Попыток так или иначе объединить страны мегаконтинента или хотя бы какую-то их часть всегда было достаточно много. А в последние годы становится еще больше. Первую пятилетку отмечает китайский проект “Пояс и путь”, три года исполняется Евразийскому экономическому союзу. Насколько перспективны данные объединения с точки зрения создания Большой Евразии?

Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК – Елбасы в рамках АЭФ-2018 собрал более 60 экспертов со всего мира на открытую дискуссию по заданной теме.

– Большая Евразия – это ключевой элемент глобальной геоэкономической и геополитической реальности современного мира. В рамках работы Астанинского клуба, в котором ежегодно принимают участие ведущие трендсеттеры глобального экспертного сообщества и мировой политической элиты, мы анализируем вопросы развития современного мира и актуальные проблемы, существующие на пространстве Большой Евразии. Сегодня в рамках подготовки к четвертому заседанию, запланированному на ноябрь, мы проводим своего рода промежуточный анализ, исходя из наблюдаемых трендов, – объяснил выбор тематики дискуссии директор ИМЭП Ержан САЛТЫБАЕВ.

По его мнению, сегодня крупные инфраструктурные проекты, новые международные институты, а также повышение взаимосвязи между странами позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

Вместе с тем растут риски дальнейшей, фрагментации мировой экономики, и непонятно до конца, по какому сценарию должны строиться взаимоотношения в Большой Евразии.

Профессор Школы международных и общественных отношений при Университете международных исследований Шанхая Ян ЧЭН отмечает, что китайская инициатива “Пояс и путь” в понимании многих европейцев исказилась, но тем не менее не утратила своей актуальности для мегаконтинента.

– Хотелось бы отметить, что “Пояс и путь” менее геополитический проект, нежели Большая Евразия. Конечно, это не мастер-план, а инициатива, но она все-таки существенно отличается от главной идеологии Большой Евразии.

Изначально постсоветские страны принимали этот проект более активно, затем пошло какое-то отторжение, многие стали говорить, что “Пояс и путь” – геополитический проект, но это неверно. Китай бы хотел иметь более конструктивное сотрудничество для построения прочных экономических связей.

Если новый раунд реинтеграции поможет нам выстроить взаимоотношения со странами Восточной Европы, мы будем рады. И, конечно, хотелось бы более прочных интеграционных связей между Евросоюзом и нашей инициативой “Пояс и путь”, – поделился он китайским видением процесса “интеграции интеграций”. Наши экспортные доходы снизятся - к чему приведет торговая война США и Китая

Вместе с тем, как напомнил Ян Чэн, география китайского проекта шире границ Евразийского материка. Одно из ключевых направлений “Пути” – это страны АСЕАН.

ЕАЭС: не мост, а платформа

– Если не будет Большой Евразии или Большой Европы, то будет Большая Азия. География у всех проектов одна и та же. И, при всем уважении и к Азии, и к Европе, я бы предпочла иметь Большую Евразию. Потому что это своего рода баланс между Востоком и Западом, разными цивилизациями, религиями, народами и странами, – высказала свое мнение министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна ВАЛОВАЯ и особенно подчеркнула: ее точка зрения соответствует представлениям не столько России, откуда она родом, сколько Евразийского экономического союза, администрацию которого уже много лет она представляет на международной арене.

– Мы находимся в самом центре Евразийского континента, поэтому о нас часто говорят как о связующем звене. Но мы бы не хотели быть мостом между Азией и Европой.

Потому что мост – это то место, которое используется для соединения двух точек, но люди на нем не задерживаются.

Мы бы хотели стать платформой, на которой была бы создана Большая Евразия, – говорит Татьяна Валовая.

Она уверена, именно экономические интересы должны лечь в основу Большой Евразии. И именно страны ЕАЭС, расположенные на периферии Востока и Запада, могут быть теми маркерами, которые демонстрируют реальное положение дел на мегаконтиненте.

– В 2016 году ЕАЭС импортировал больше из Азии, чем из Европы. В этом смысле произошел исторический перелом. Однако можно начать работать всем вместе: Китай, ЕАЭС, АСЕАН, ЕС, АТР, создать общее экономическое пространство, – констатировала представитель Евразийской экономической комиссии.

По ее мнению, Большая Евразия – это консенсус, который должен быть ориентирован на создание единого экономического пространства без барьеров, основанного на общих принципах торговли.

Европа: лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Представители западных стран также признают, что за интеграцией континента будущее. Председатель "Institut Choiseul" (Франция) Паскаль ЛОРО, отметив заинтересованность Европы в Большой Евразии, напомнил, что проект объединения мегаконтинента очень затратен. И большой вопрос: кто будет его оплачивать и на каких условиях?

Между тем, по подсчетам аналитика, интеграция обойдется Евразии примерно в 800 миллиардов долларов.

– Каковы современные отношения Западной Европы и Китая? 20 процентов европейского импорта идет из Китая, но это устраивает далеко не всех. Ситуация действительно очень напряженная: мы приветствуем инвестиции из КНР, но далеко не все. Если проект объединения будет нести выгоды всем странам, то это одно, если же он будет полностью нацелен на то, чтобы облегчить китайским производителям доступ на европейский рынок, то многие могут его расценить как политическое давление, – затронул Паскаль Лоро достаточно болезненную тему лидерства в интеграционных процессах.

Вместе с тем директор Оксфордского центра византийских исследований и автор бестселлера “Шелковые пути. Новая история мира” Питер ФРАНКОПАН считает, что создание Большой Евразии пока еще находится на уровне “внедрения бренда”, однако важно открыто разъяснять населению участвующих стран, какие преимущества и риски несет этот процесс. Астанинский экономический форум: как противостоять глобальным вызовам и куда движется планета

А то, что именно Китай с его развитой экономикой и инициативой “Пояс и путь” – ключевой игрок современных стратегий объединения, понятно всем.

И на это обратил особое внимание директор проекта "Reconnecting Asia Project" (США) Джонатан ХИЛЛМАН.

В целом эксперты выразили единое мнение касательно необходимости ухода от применения санкционных инструментов и конфликтов. Это позволит создать условия для совместного и эффективного решения проблем международного терроризма, наркотрафика, глобального изменения климата и так далее.

Без вариантов

– В условиях санкционного противостояния между Россией и коллективным Западом, между США и Европейским союзом, между США и Китаем говорить об интеграции достаточно сложно. Но кроме ориентира на защиту собственных производителей необходимо учитывать и геоэкономический аспект. И альтернативы сближению экономик и более тесной интеграции стран нет в долгосрочной перспективе, – прокомментировал “КАРАВАНУ” открытую дискуссию ведущий эксперт ИМЭП Уразгали СЕЛЬТЕЕВ.

Как ожидают политологи, со временем все чаще будут выступать за создание Большой Евразии бизнесмены различных стран, ведь каждая санкция, каждый новый пункт в списке нетарифных барьеров в первую очередь бьют именно по ним.

Геоэкономический формат будущего континента имеет еще достаточное количество непроясненных вопросов, требующих обсуждения и решений в открытом диалоге. Однако, как отмечают эксперты, именно Казахстан, находясь в самом центре Большой Евразии, имеет потенциал стать точкой сборки всей матрицы: наша страна не только географически расположена в самом центре континента, но и активно встраивается в экономические и инфраструктурные инициативы соседних государств.

Кроме того, Казахстан – одно из немногих государств мира, способных стать модератором в переговорах.

И уже в ноябре, в рамках заседания “Астана Клуба”, наша страна вновь поднимет вопрос Большой Евразии при широком участии ведущих экспертов, политиков и дипломатов более чем из 20 стран мира.

Астана