Бизнесмены в законе

Вся предпринимательская рать, по крайней мере, ее сознательная часть, понимает, что будущее собственного бизнеса зависит не только от личных взаимоотношений с контрольными госорганами районного масштаба, но и от тех процессов, что идут в масштабах всей страны.
И поэтому она очень напряжена: парламент недавно начал рассмотрение законопроекта "О частном предпринимательстве".
О необходимости этого закона говорили давно и все - сами предприниматели, чиновники, эксперты в сфере развития малого и среднего бизнеса.
В принципе, нормативно-законодательная база для развития этого сектора экономики в республике существовала, и при этом была вполне развитой - теперь, после принятия закона "О частном предпринимательстве", на утрату будет поставлен целый ряд других законодательных актов, в частности, связанных с поддержкой предпринимательства.
Но это вопрос технический, хотя и показывает лишний раз большой объем работы, необходимой для принятия нового закона.
Главное же - спорные моменты, которых в проекте документа немало, и вокруг которых будет вестись серьезная борьба.
К слову сказать, и сам проект не вдруг обрел законченную форму, хотя бы на таком уровне, какой бывает она у законопроектов. Один из идеологов совершенствования законодательной базы казахстанского малого и среднего бизнеса, известный предприниматель Геннадий Шестаков прокомментировал ситуацию с нынешним состоянием законопроекта так:
- В том проекте, который сейчас в парламенте, уже видно появление структуры - первоначально он был похож на набор выдержек из разных законов. Это хорошо, но остается ряд проблем, которые требуют внимания и экспертов, и общественности, и, особенно, парламентариев - эта "чаша весов", которая определит будущее развитие нашего бизнеса, теперь в их руках.
Многочисленные претензии предпринимательской общественности сводятся к нескольким основным группам.
Первая из них недовольна предложенным в законопроекте понятием об аккредитации общественных объединений бизнесменов при правительственных органах. То есть, например, ассоциации производителей того или иного вида промышленной продукции (мебели, продуктов питания, легкой промышленности и т.д.), должны будут аккредитовываться при Министерстве индустрии, оказывающие услуги в сфере транспортных перевозок - при Минтрансе и т.д. Иначе, без аккредитации, то или иное объединение предпринимателей (а их порой существует сразу несколько в одной и той же сфере), признаваться госорганами в качестве партнера, достойного для взаимодействия, не будет. Значит, не сможет принять непосредственного участия в работе над законопроектами или в обсуждении других важных для бизнеса вопросов.
- С одной стороны все объединения в принципе равны, представляют интересы предпринимателей, и они должны учитываться, так или иначе. Но с другой, по закону сейчас три юридических лица могут создать отраслевую ассоциацию, и затем пытаться утверждать что-то якобы от имени целой отрасли, что совершенно неправильно. Значит, нужна какая-то компромиссная схема. Как ее выработать? Наверное, через формулирование совершенно понятных критериев, которыми, как мы предполагаем, могут быть длительность работы компаний-учредителей ассоциации на рынке; опыт общения уже самой ассоциации с правительством и парламентом; возможно, как вариант, опыт работы с международными профессиональными организациями, - считает г-н Шестаков. - Через такие критерии аккредитации можно будет отсечь те ассоциации, которые создаются для решения узких задач их организаторов, а не с целью развития рынка в целом.
Минусом идеи аккредитации как таковой эксперты видят возможность давления на профессиональные ассоциации при регистрации их со стороны того госоргана, при котором они должны "состоять": не секрет, что деятельность некоторых ассоциаций часто протекает в критическом для профильных государственных органов "ключе".
Как будет в ходе работы парламента над законопроектом "разведено" это потенциальное противоречие, сейчас не ясно.
Второй немаловажный вопрос предпринимателей к новому законопроекту - проблема проверок бизнеса контрольными госорганами. Это едва ли не самая старая проблема во взаимоотношениях бизнеса и власти, о ней говорилось на протяжении всей истории существования Казахстана как страны с рыночной экономикой, и несмотря на это она остается и самой острой для бизнеса. Теперь его представители предлагают сделать радикальный шаг: заложить в новом законе даже не новые механизмы, а иную философию взаимоотношений бизнеса и власти. Геннадий Шестаков комментирует это так:
- У нас и в Налоговом, и в Административном кодексах, как и во всех, связанных с ними законах, фактически заложена презумпция виновности предпринимателя. От этого надо отойти. Некоторый прецедент в законотворчестве был - в редакции Таможенного кодекса в 2003 году право на проверку субъектов бизнеса существовало при наличии прецедента правонарушения этим конкретным субъектом. Но, к сожалению, в правках, которые внесли в документ в 2005 году, этот момент исчез, появились плановые, рейдовые и куча других проверок.
Поэтому всем ныне действующим руководителям-бизнесменам страстно хочется верить, что рассмотрение законопроекта "О частном предпринимательстве" будет вестись самым основательным и скрупулезным образом...