Извлечь выгоды из кризисной ситуации – такой целью задались казахстанские предприниматели (МСБ). Как это можно проделать, они решали в ходе бизнес-конференции, которая прошла в Шымкенте, сообщает Caravan.kz.
Организаторы мероприятия: Казахстанская Ассоциация предпринимателей «КАЗКА», Региональная Палата предпринимателей и акимата ЮКО. Вместе с участниками рынка они намерены найти оптимальные решения для ведения дела в условиях кризиса.
«Сегодня наша цель – помочь сориентироваться в сложных кризисных условиях и найти благоприятную возможность для развития своего бизнеса, тем самым укрепляя не только собственные позиции, но и помогая государству преодолеть сложный период. Сложная международная обстановка, влияние мирового финансового кризиса на отечественную экономику вселяют тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Поэтому данная конференция должна быть плодотворной, вселить надежду, зарядить оптимизмом и самое главное, открыть новые возможности и наметить реальные пути выхода из кризиса для отечественных предпринимателей. В контексте этих задач сегодняшняя конференция приобретает исключительно важное значение, прежде всего как площадка для взаимодействия государства, бизнеса, передового опыта и науки, направленное на реализацию стоящих перед нами задач, повышение деловой активности региона и стабильности социально-экономического развития страны», - обратился к участникам конференции в своей приветственной речи Председатель Совета Правления ОЮЛ «КАЗКА» Жумабек Жаныкулов.
В конференции приняли участие более 500 предпринимателей со всего Казахстана, представляющих разные секторы экономики, известные эксперты, представители государственной власти.
Спикеры конференции: председатель Совета правления, генеральный директор ТОО «Global Chemical Company» Жумабек Жаныкулов, глава центра макроэкономических исследований, экономист Олжас Худайбергенов, председатель правления АО «Capital Bank Kazakhstan» Гани Узбеков, управляющий партнер хедж-фонда «Асадель Капитал» Маргулан Сейсембаев и другие. Выступавшие поделились своими прогнозами развития казахстанского рынка и видением ситуации в целом. Кроме того, участники конференции дали ряд полезных рекомендаций начинающим предпринимателям.
Так, например, Управляющий партнер хедж-фонда «Асадель Капитал» Маргулан Сейсембаев считает, что, чтобы успешно преодолеть кризисный период, необходимо следовать пяти принципам.
«Во-первых: надо поднять кооперацию на новый уровень. Мелким предпринимателям необходимо кооперироваться, объединяться, работать вместе, воедино. Во-вторых: найти себе хорошего компаньона или инвестора. В-третьих: определить свой основной бизнес. Потому что по своему опыту знаю, многие предприниматели не могут дать точное определение своему бизнесу. Пора определить это. Лишнии услуги надо сократить или купить у других, т.е. вывести некоторые виды работы или подразделения своего предприятия в аутсорсинг. В-четверых: надо хранить деньги. Успех - это готовность и возможность. Каждый день перед людьми появляются новые возможности. И если ты не готов к этим возможностям, то они не принесут тебе выгоду. Во время кризиса, предприниматели должны уметь хранить и накапливать деньги. Должны экономить деньги. Ну и в-пятых: надо много работать. Например, в нормальном режиме завод работает 8 часов, а во время войны 24 часа. Так и предприниматели сейчас должны работать, если не 24 часа, то 16 часов уж точно», - сказал Сейсембаев.
Председатель правления АО «Capital Bank Kazakhstan» Гани Узбеков считает основным критерием развития экономики покупательскую способность населения, подтверждая давно известную истину: «Спрос рождает предложение».
«Население будет само определять, что ему нужно, а что нет. Те предприниматели, которые предлагают жизненно важные продукты - выживут. А те предприниматели, которые предлагают продукты, без которых население может выжить, могут потерпеть фиаско - у них будут проблемы со сбытом и им придется сокращать товарооборот», - пояснил Узбеков.
Генеральный директор ТОО «Global Chemical Company» Жумабек Жаныкулов призвал отечественных бизнесменов заняться международным бизнесом.
«Если мы хотим войти в ТОП-30 стран мира, то необходимо заниматься международным бизнесом. К этому я вас и призываю. Всем нам надо чаще выезжать за пределы Казахстана и принимать участие в международных выставках, конференциях, искать международных партнеров. Международный бизнес очень актуален, потому что страны, которые вокруг нас, могут открыть для нас дополнительные возможности. Например, Чимкентский регион перетянул ближние страны - Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и добыл очень много продуктов и все они проходят через Казахстан. Мы должны развивать международный бизнес в Казахстане. Занимайтесь любым бизнесом кроме нефти. Рискованно в период кризиса заниматься строительством. Во время кризиса человек возвращается к земле. Земля кормит, одевает, дает ресурсы. Поэтому в первую очередь необходимо развивать производство продуктов питания, сельское хозяйство, пищевую и легкую промышленности, развивать торговлю в этих сферах» , - дал понять Жаныкулов.
В ходе конференции были рассмотрены актуальные проблемы предпринимательской деятельности во время кризиса, приоритетные отрасли, зоны риска, востребованные направления развития бизнеса.
«В последние годы мы в большинстве своем занялись импорто-замещением, считая это выгодным. Предприниматели сейчас говорят, что могут конкурировать с товарами из Турции и Китая. Мелкие производители, которые только начали открывать свои предприятия, утверждают, что спрос на наши отечественные товары растет, даже если цена одинаковая, у них нет таможенного риска, штампового риска и риска задержки. Производителю нужны три вещи: тариф на сырье, тариф на зарплату и тариф на себестоимость. Если сырье отечественное, то и цена на товар будет ниже. В настоящее время, производя любую продукцию у себя, будь то носки, ковры, даже крашеная веревка - намного дешевле производить это у себя в стране, и мы это видим! Нужно не просто знать, а пользоваться возможностями. Даже проблема отношений между Россией и Турцией открыла возможности для нас. Потому что заставила их предпринимателей прийти к нам, потому что через нас берут их товар. То есть надо пользоваться возможностями, и тогда мы уйдем от сырьевой экономики. Нужно искать новые ниши. Вот, например, нынче у нас нехватка хлопка, но со следующего года мы будем больше инвестировать в эту отрасль. Нужно быть смелее! Поэтому давайте пользоваться возможностями, но так, чтобы при этом не страдало качество. Надо строить мелкие предприятия с качественной продукцией. Мы сами импортеры, привозили товары из Китая, так как эти товары стоили дешевле, чем местные, но после того как доллар подорожал, ситуация изменилась, китайский товар дороже и надо воспользоваться этим временем! Сейчас самое время открывать бизнес, но для нас важна статистика. Чтобы мы планировали сколько производить. А развивая собственное производство, мы помогаем государству, создаем новые рабочие места. Ведь чем меньше импорт, тем больше работы», - сказал Жаныкулов.
Известный казахстанский эксперт, директор Центра макроэкономических исследований и бывший советник также бывшего главы Нацбанка Олжас Худайбергенов проанализировал текущую экономическую ситуацию в Казахстане и сделал прогноз развития экономики в условиях глобального финансового кризиса. Эти знания, считают организаторы, необходимы отечественным товаропроизводителям, чтобы избежать рисков, возможных ошибок и финансовых потерь при неблагоприятном течении кризиса. И, напротив, примеры антикризисной стратегии предприятий, опыт успешных компаний помогут зарядиться оптимизмом, открыть новые возможности и настроиться на успех.
Бизнесмены также рассмотрели ряд вопросов управления персоналом, оптимизации и модернизации производства, оптимизации кадровой политики. Кроме того, участники конференции предложили новые идеи развития казахстанского бизнеса.
Завершилась встреча открытой сессией вопросов и ответов, где в рамках конструктивного диалога были обсуждены наболевшие вопросы.
По итогам конференции подготовлены соответствующие предложения, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте организатора www.kazka.kz.