Бизнесменов в Казахстане проверяют и наказывают на основании секретного документа

В чем суть спора?

Прокуратура Костанайской области провела проверку в налоговых органах региона и выявила несколько системных нарушений, которые создают барьеры для бизнеса. Среди них – незаконные уведомления, выставленные предпринимателям по результатам камерального контроля, и включение в пилотный проект по уплате НДС налогоплательщиков со средней и низкой степенью риска. А также вызовы предпринимателей в налоговую службу для составления протоколов об административном правонарушении без проведения проверки.

– Если налоговый орган проводит камеральный контроль и выявляет нарушение высокой степени риска, то направляется уведомление, средней – извещение, низкой – меры вообще не принимаются, – заявил старший прокурор 3-го управления прокуратуры Костанайской области Нурлан АБУЛКАСОВ. – Между тем предпринимателям выставляются уведомления. Такие ситуации стали предметом судебных разбирательств, и суд удовлетворил протест прокуратуры.

По словам прокурора, налоговики отправляли уведомления о проведении камерального контроля предприятиям, которые не являлись участниками пилотного проекта. В течение 1 дня относили их к бизнесу с высоким риском и отправляли уведомления, что является незаконным. Налогоплательщик совершает какие-либо нарушения, но в законодательстве нет определения, к какой степени риска оно относится.

Как пояснили специалисты департамента государственных доходов, отбор предпринимателей, участвующих в пилотном проекте, производится в комитете, причем операцию проводит не человек, а специальная программа. Но при этом бизнесмену предоставляется право самостоятельно устранить нарушения, когда выставляются уведомления.

Под грифом “секретно”

По словам начальника отдела камерального контроля департамента госдоходов области Чингиза ЕСМУХАНОВА, регламентирующий документ есть, просто его нет в свободном доступе, так как он относится к категории ДСП (для служебного пользования).

– Сведения, которые в нем содержатся, не разглашаются широким массам населения, – подчеркнул Есмуханов. – Однако мы действуем в строгом соответствии с регламентом. В нем четко прописаны все действия. К примеру, в зависимости от суммы неуплаченного налога или тяжести нарушения присваивается степень риска. А после следует уведомление или извещение. Судебная практика по таким делам неоднозначная, но мы считаем, что всё делаем правильно.

Пояснил представитель налоговой службы и то, как работает пилотный проект по блокировке электронных счет-фактур (ЭСФ). Налогоплательщиков для него отбирает умная компьютерная программа. Это те субъекты бизнеса, в действиях которых усматриваются схемы уклонения от уплаты налогов. К примеру, фирма купила картофель, а продает морковь.

– Здесь усматриваются признаки выписки фиктивных счетов-фактур, так как был реализован товар, который не покупался, – пояснил Чингиз Есмуханов. – Либо выявляются факты выполнения работ при отсутствии работников и субподрядных организаций. Также встречается частая перерегистрация компаний, как мы называем – “мигрирующие предприятия”, которые с одного органа госдоходов переходят в другой 2 и более раз в течение полугода. Меняют руководителей или учредителей.

В свою очередь, начальник 3-го управления прокуратуры Костанайской области Ерлан КУАТОВ не согласился с тем, что документ для служебного пользования может являться достаточным основанием для выставления уведомлений. 

– Этот регламент должен находиться в общем доступе, чтобы предприниматель мог увидеть, за какие нарушения и к какому виду взыскания он будет привлечен, – пояснил свою позицию Ерлан Куатов. – Приказ с грифом ДСП не может быть применим, если он не входит в систему нормативно-правовых актов.

Работать по одним законам

Разные мнения у фискального и надзорного органов и по поводу требования подтверждающих документов на уведомление по результатам камерального контроля. Прокуратура считает, что у налогоплательщика есть право предоставить пояснение, которое налоговый орган обязан принять. Однако в ДГД отвечают, что эта норма как раз выгодна самому предпринимателю, так как у него появляется 10 рабочих дней для того, чтобы доказать, что сделка не была фиктивной. На это время не блокируется ЭСФ и возможность проведения банковских операций. Налоговики с помощью данных КНБ пытались взыскать с фирмы миллионы

– Если есть приказ с градацией рисков и нарушений, которым руководствуются налоговые службы, он должен быть доступен и для бизнесменов, – отметила директор Ассоциации развития предпринимательской деятельности Костанайской области Валентина ШМОНИНА. – Для того чтобы предприниматель знал, за какие действия к нему завтра будут применены определенные санкции.

Участники совета согласились с тем, что вопросы к нормативно-правовым актам есть, а их отсутствие порождает целый ряд проблем. В то же время и налоговое законодательство в стране сложное и нестабильное.

– Надо ориентироваться на исключение незаконных проверок, в том числе – в скрытой форме, путем незаконного истребования документов у бизнеса, вызова их к себе, и в целом исключить излишнее административное давления на бизнес, – резюмировал председатель совета по защите права предпринимателей Костанайской области Владимир ШАКУН.

КОСТАНАЙ