Представьте себе такую ситуацию: к вам подходят шестеро здоровенных субъектов, вытаскивают из машины и под угрозой убийства требуют, чтобы вы переоформили на одного из них свое имущество? Считаете, это было в далекие лихие 90-е, которые остались в прошлом? Но именно такое, по его собственным словам, произошло с казахстанским предпринимателем Сапарбеком СЕЙДАЗИМОВЫМ.
– Расскажите, с чего всё началось?
– В 2015 году мы вместе с братом открыли в одном из сел Карасайского района Алматинской области кирпичный завод. Но мой брат предпринимательством заниматься не захотел, поэтому всё организовывать пришлось мне. Нашел подходящий земельный участок и договорился с его владельцем. Впоследствии он стал моим партнером. Так как для запуска завода в эксплуатацию необходимы были крупные средства, мы вместе занялись поиском инвесторов. Искали их больше года, но, к сожалению, безуспешно.
Ты должен 400 тысяч баксов!
– Когда на вас “наехали”?
– В сентябре 2018 года партнер вызвал меня на встречу в Калкаман, к АЗС возле городской клинической больницы № 7. Сказал, что срочно уезжает, и попросил дать взаймы 20 тысяч тенге. Около 11 часов утра я туда подъехал, вручил ему 20 тысяч тенге и сказал, что мне пора. Но он заявил, что со мной хотят переговорить. К нам подошли шестеро здоровых парней. По их словам, я должен был моему партнеру и им тоже 400 тысяч долларов США.
– А вы не были ему должны?
– Нет! Я очень удивился и ответил, что никому ничего не должен. Если же у кого-то имеются ко мне претензии, спорные вопросы надо решать в судебном порядке. Но они затолкали меня в мою же машину. Затем один из них вытащил нож и приставил его к моему боку. Другой начал перечислять адреса, по которым проживали я, мои сестра и брат. Он назвал места их работы и заявил, что если я не отдам деньги, меня просто убьют!
– Что произошло потом?
– У меня отняли сотовый телефон и приказали сесть за руль. Рядом уселся один из незнакомцев, а двое других расположились на заднем сиденье. Они сказали, чтобы я следовал за их джипом, который ехал впереди. Сзади шла легковая машина. Так мы приехали на стройку в районе “Алматы Арена”. Меня вытащили из машины и избили. Я потерял сознание. Потом меня привели в чувство и снова стали угрожать. Требовали, чтобы я позвонил брату и вызвал его к нотариусу, чтобы переоформить на них кирпичный завод. Заявили, что заберут у меня машину “Lexus ЕS”. Я ответил, что машина числится на моей сестре. Мне ответили: “Вызывай ее на улицу Майлина к нотариусу”. И предупредили, чтобы я никаких знаков нотариусу не делал. “Если моргнешь или что-то скажешь, то мы сразу же заберем и вывезем тебя с твоей сестрой за город и закопаем!” – заявил главарь.
– Вы испугались?
– Конечно! Очень испугался за себя и за брата с сестрой! Увидев меня, сестра сразу же спросила, почему у меня такое испуганное лицо? В ответ я лишь промолчал, а потом попросил ее оформить автомобиль по генеральной доверенности на одного из моих “новых знакомых”.
Потом сестра уехала, а меня привезли к моему офису на проспекте Рыскулова. Перед тем, как оставить там, они сказали, чтобы я никому не говорил о них. А завод, мол, переоформим позже.
Узнав оппонентов, “охрана” до смерти перепугалась
– Что вы предприняли далее?
– Я обратился к одному из своих знакомых и спросил, не может ли он порекомендовать кого-нибудь для моей охраны? Он согласился. На следующую встречу с рэкетирами я приехал в сопровождении этих ребят. Но когда они увидели моих оппонентов, очень перепугались. Те подошли к ним и сказали, что охранять меня не надо, так как я должен и обязательно отдам долг. А меня их главный спросил: “Зачем ты привел с собой этих?.. Что они нам могут сделать?”. В этот момент он представился.
Оказалось, что бойцы из “наехавшей” на меня бригады являются членами одной из казахстанских ОПГ.
“Нам никто ничего сделать не сможет! – гордо заявил он мне. – Хочешь, я на твоих глазах сейчас каждого из них усыплю?” – главарь кивнул на моих сопровождающих. Я попросил его не причинять вреда моим спутникам. После чего те быстро удалились.
Заявление приняли, но расследование приостановили
– Вы все-таки приняли решение обратиться в полицию?
– Да, но через несколько дней. Сначала рэкетиры принялись названивать мне, но я не брал трубку. Потом несколько суток прятался у знакомых. Наконец, пошел в КНБ и написал заявление. Но там мне сказали, что этим делом должна заниматься полиция. Тогда я написал заявление в полицию. Досудебное расследование инициировали по статьям “Вымогательство” и “Самоуправство”. Но вскоре дело прекратили. Мне было сказано, что “не усмотрели состава преступления”.
– Но позже вновь возобновили?
– Но после того, как я обратился в суд. По решению суда. Потом, впрочем, его вновь приостановили, а я опять добился его возобновления через суд.
В 2020 году я вновь подал заявление в полицию, и досудебное расследование в очередной раз возобновили. Вскоре, однако, его опять приостановили. Как мне сказали, по указанию надзорного органа. Почему, я не знаю…
Адвокат Ермек КОЙШИНОВ, он является представителем Сапарбека Сейдазимова:
– С момента возбуждения дела в декабре 2018 года по настоящее время никаких результатов по разоблачению преступной группы, по сути, не было. Расследование неоднократно приостанавливалось и вновь возобновлялось. К тому же гражданин Сапарбек Сейдазимов понес крупный материальный ущерб. Дело в том, что имущество предпринимателя не передали под сохранную расписку и не накладывали на него арест. В результате кирпичный завод сейчас уже не существует, так как всё оборудование расхищено.
Буквально на днях мы подали жалобу в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан и руководству МВД. В ней мы просим возобновить досудебное расследование по данным фактам и передать материалы в департамент полиции города Алматы или в следственный департамент МВД РК. Мы уверены, что там служат настоящие профессионалы, которые смогут установить виновных в вымогательстве.
Пока же нашему визави остается лишь ждать и надеяться на лучшее…
АЛМАТЫ