Однако странно, что, учитывая новые реалии с российскими собственниками, возникает вопрос – в какой степени их необходимо поддерживать, и зачем стоит это делать вообще? В этом разобрался корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Ведь, как известно, в настоящее время «Доминант» является одним из крупнейших производителей сахара в России. В холдинг входят семь сахарных заводов, а генеральный директор «Доминант» Павел Демидов и семья занимают 21-е место в рейтинге Forbes по доходам от дивидендов за 2022 год. Как следует из данного списка, за прошлый год его доход составил 14 миллиардов рублей.
Любопытно, что в МТИ РК после заявления главы ведомства поспешили откреститься от его слов в отношении Меркенского завода, уточнив, что «на самом деле Меркенский завод не продан россиянам, и данное предложение не рассматривалось».
Но столь странная несогласованность с заявленной ранее ситуацией – другие детали, другие собственники – вызвала множество вопросов.
Ведь если в кулуарах заседания правительства министр Жумангарин сообщил вроде как о продаже Таразского и Меркенского заводов российской группе «Доминант», то почему-то во второй половине дня пресс-служба ведомства попросила сделать поправку – мол, по Меркенскому заводу ошибочка вышла. Не продавался.
А вот что заявила казахстанская Ассоциация сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности:
- Все четыре действующих в республике сахарных завода имеют разных учредителей, при этом собственник Меркенского сахарного завода остается прежним. Что касается Таразского сахарного завода, действительно, еще в феврале произошла смена собственника, и в настоящее время учредителем ТСЗ является компания, зарегистрированная в РК, а именно – ТОО «АгроТрейдВосток».
И ни слова о россиянах.
Что происходит и, главное, как непонятность ситуации, несогласованность данных от министра, который все-таки занимает достаточно высокое положение, чтобы отвечать за свои слова, и позднее практически опровержение могут отразиться на кошельках казахстанцев, да еще накануне осенних заготовок?
Будет ли удорожание сладкого продукта?
- Мы думаем над этим и пока принимаем решение. Хотели ввести минимальный уровень оптовых цен, но пока остановили, поскольку идет подорожание сахара. Производство нашего продукта дороже российского. Из тростника, к сожалению. Российский сахар пока дешевый, но мы решили эту ситуацию не торпедировать, сохранять. Но в любом случае меры поддержки отечественных заводов сейчас прорабатываются. Пока мы рассматриваем только вариант с субсидированием производителя, чтобы цены на сахар сильно не расслабились и чтобы это не било по карману населения, – сообщил опять же в кулуарах правительства РК Серик Жумангарин. Туманно добавив: "Не думаю, что будет повышение цен на сахар. Но опять же, если оно и будет, то не будет связано с казахстанским рынком. Оно будет связано либо с тем решением, которое примет правительство, чтобы поддержать отечественные заводы, либо каким-то образом будут идти процессы, которые сегодня есть на российском рынке".
Между тем не стоит забывать о многомиллиардных субсидиях, которые выделяет правительство на производство сахара в республике, о чем упоминал в ходе правительственного часа мажилисмен и председатель Комитета по аграрным вопросам Серик Егизбаев. По словам которого, несмотря на значительную государственную поддержку, «тенденция все равно демонстрирует отрицательную динамику».
- Так, если в 2020 году отечественным сырьем закрывали 9 процентов внутренней потребности, то в 2021 – уже 7, а в 2022 – только 6 процентов! Парадокс – денег осваиваем больше, продукции получаем меньше, - посетовал Егизбаев.
И потому, суммируя все вышесказанное, пока неясно – возможно ли еще более серьезное удорожание сахара, которое наблюдалось в прошлом году, когда цена за один килограмм сладкого песка подскочила до 900 тенге, а нынешней осенью расценки на него могут запросто превысить даже эту цифру.