Бизнес устал кредитовать бюджет

– Мы выступили с инициативой, Национальная экономическая палата “Союз “Атамекен” поддержала нас, и вместе мы намерены обратиться к правительству с просьбой упростить правила проведения государственных закупок для частного бизнеса и вернуть в Закон “О госзакупках” возможность получения предоплаты для поставщиков госорганов, – рассказал “Каравану” президент “Интернет Ассоциации Казахстана” Шавкат САБИРОВ.

Летом 2012 года в Закон “О госзакупках” были внесены изменения, которые позволили максимально оградить государство и операторов госпрограмм от недобросовестных поставщиков товаров и услуг. Теперь все сделки оплачиваются по принципу: днем – стулья, вечером – деньги. Сначала выполни работу, поставь товар, а потом получишь деньги.

Раньше, выиграв тендер, компания получала 30 процентов предоплаты и на эти деньги могла купить необходимое оборудование и материалы, начать работать. Сегодня предприятие должно сначала вложить в проект свои деньги, закончить работы, подписать все акты о приеме работ или товара, только после этого, может быть, получит свои деньги обратно.

– Фактически закон подходит ко всем поставщикам госорганов с позиции презумпции виновности – денег не будет, пока не будет товара или услуг. Получается, весь бизнес Казахстана вынужден субсидировать родное государство через процентную ставку кредитов, которые поставщики товаров должны брать в банках, – считает Ш. Сабиров.

Самая малая ставка по кредиту сегодня – около 12 процентов. По информации пресс-службы Центра электронной коммерции, в 2013 году объем госзакупок центральных госорганов Казахстана составил 978 миллиардов тенге. Прибавим к этой цифре примерно четверть – столько закупают акиматы регионов – и получим около 1,2 триллиона тенге. Для чистоты расчета возьмем 6 процентов годовых. Это составит почти 70 миллиардов тенге (около полумиллиарда долларов США). А общая сумма кредитования вырастает до 1 триллиона 270 миллионов тенге. Или 850 миллиардов долларов.

– Я считаю, что сегодня можно спокойно проверить на добросовестность любую компанию, которая работает на территории страны. Для этого существует множество методов. Уровень развития “электронного правительства”, которым так много хвалятся наши министры, на самом деле очень высокий и позволяет такую информацию сортировать, анализировать и подавать в готовом виде в любой момент. Как о физическом лице, так и о юридическом. Кто сколько платит налогов? Какая у каждого из нас кредитная история? Какая собственность? Вся эта информация может быть использована для построения системы рисков, когда каждый потенциальный поставщик получает категорию надежности. От новичка до надежного поставщика. Государство построило, на мой взгляд, отличную информационную систему. Но вот для практической работы “е-правительство” используется неохотно.

Нынешнее положение вещей более выгодно тем, кто обслуживает всю эту систему госзакупок, а не ее участникам. Так, после изменений в законе развивается новая банковская услуга – выдача банковской гарантии. Отлично на ней зарабатывают и нотариусы: для участия в каждом проекте и конкурсе компания должна предоставить полный пакет своих документов, заверенных нотариально. И не один раз, а по 3–4 раза в год. И эти бумажные документы хранятся в архивах годами, на что тратятся дополнительные бюджетные деньги.

А ведь наше правительство активно продвигает электронную систему госзакупа. Каждое предприятие, когда получает электронную цифровую подпись, уже оставляет все данные о себе на портале “е-правительства”. Просто прилагая к заявке на участие такую цифровую подпись, компания дает любому заказчику, подключенному к этому порталу, доступ ко всем нужным документам. Зачем же все эти бумажные кипы?

Один из предпринимателей на условиях анонимности поделился своим мнением о нынешней системе госзакупок.

– В целом система госзакупок в Казахстане выстроена нормальная. Но есть несколько моментов, которые надо обязательно прописывать, иначе может пострадать исполнитель заказа. Допустим, компания выиграла конкурс на строительство дома. В техзадании будут расписаны многочисленные требования, но забудут про такую мелкую деталь, как покраска наличников на окнах. И если цвет краски, выбранный застройщиком для наличника, чем-то не понравится заказчику, то он имеет право этот дом не принять, хотя все другие требования были выполнены. А так как нет единых стандартов на объекты, заказчик всегда может предъявить претензии к исполнителю, – рассказал он.

Кроме того, деньги могут поступать очень долго, порой годами, даже если акт выполненных работ подписан.

О размытости требований можно судить по некоторым лотам, размещенным на портале госзакупок. Например, одно из предприятий разместило лот: ноутбук за 250 тысяч тенге. Требования как бы нормальные – мультимедийный, несколько процессоров, диагональ – не менее 15 дюймов… Таким характеристикам сегодня отвечает большая часть компьютеров, тем более за такую цену. Но вот как понять пункт “оригинальность и стильность дизайна”? У каждого человека свое понимание прекрасного. Видно, что заказчик на самом деле уже нашел свой ноутбук. Но вот закон заставляет его выдумывать непонятные критерии, чтобы другие компании заранее понимали, что их не ждут на конкурсе.