Пока одни ругают интеграционные процессы, Таможенный и Евразийский экономический союзы, предприимчивые люди думают, как выжать больше прибыли из открывшихся перспектив. На рынки ряда соседних республик многие из наших бизнесменов внимания не обращают, а зря. Например, Татарстан. Для большинства казахстанцев он ассоциируется с памятниками архитектуры и самым большим руслом реки Волги. А вот бизнес-просторы в этом краю – места практически неизведанные. В Казани мне первым делом бросилось в глаза, что здесь живут очень предприимчивые и деловые люди. Они любят креативить, делать уникальные проекты и поддерживают любые бизнес-начинания, многие из которых перерастают в прибыльные предприятия. На сравнительно небольшой территории здесь выращивают сельхозпродукцию на экспорт, создали уникальные технопарки – инкубатор идей, построили нефтеперерабатывающий завод. Он выдает топливо (чистое, как слеза) стандарта Евро-5. В общем, есть чему поучиться.
В чем секрет? Больше всего поразило, как идут у татар дела в сельском хозяйстве. Они и себя полностью обеспечивают продукцией, и еще на экспорт умудряются отправлять. Для сравнения, территория Татарстана – меньше трети Алматинской области, сельхозугодий – 4,5 миллиона гектаров, у нас – более двухсот миллионов. Понятно, что земли надо пахать, но и тут нестыковочка. Количество сельского населения в Татарстане всего 918 тысяч человек, у нас – более 7 миллионов.
При этом картофелем там себя обеспечивают полностью и еще в полтора раза больше отправляют на экспорт. Сахар производят на 57 процентов больше, чем могут сами съесть. Яйца, молоко, мясо, мука и хлебобулочные изделия – производство этих продуктов тоже полностью покрывает потребности, а излишки вывозят соседям. Между тем мы, имея такие территории и столько рабочих рук, не можем прокормить себя и ждем “ложку к обеду” от соседей – Китая, Узбекистана, Киргизии. Наши эксперты все это часто объясняют тем, что сельское хозяйство у нас “разбрелось” по подворьям, мало крупных хозяйств. Отсюда, мол, количество и качество продукции на очень низком уровне. Мало кто вообще верит, что бизнес на земле может быть прибыльным – тут бы фермерам себя прокормить. В Татарстане же – всего 427 сельхозформирований, из них 392 – прибыльные.
Возможно, дело в господдержке? В этом году субсидии в сельское хозяйство в Казахстане составили 157,3 миллиарда тенге, в Татарстане – в три раза меньше. Но проблема в том, что у нас вне государственной поддержки оказываются именно мелкие фермеры – те самые подворья, которые и производят большую часть продукции. А вот в Татарстане поддерживают именно малые “семейные фермы” и начинающих бизнесменов-аграриев. Лишь за один год по такой программе открылись 532 мелкие фермы. Есть и специальные программы для их поддержки. Фермерам, у которых три и более коров, возмещают затраты на строительство мини-фермы. Там, где субсидируется приобретение кормов, мелким фермерам выделяют по 3 тысячи рублей (более 15 тысяч тенге) на каждую корову.
Наконец, как продать то, что вырастили и надоили? И здесь у наших фермеров постоянные головные боли. На крупные базары и в торговые сети их не пускают. Остаются только разовые ярмарки, которые организовывают по выходным. Но так бизнес не делают. Нужна отлаженная система продаж. Пример такой модели удалось найти в Казани. Там действует целый агропромышленный парк. На 50 тысячах квадратных метров разместились торговые, складские и производственные помещения. Тут же – ветеринарная лаборатория и вся необходимая инфраструктура – например, гостиницы для проживания фермеров, которые торгуют товаром по ценам, которые нас очень удивили. Арендная плата – символическая, 50 процентов от стоимости аренды субсидирует государство. В результате цена на продаваемую продукцию низкая. И популярность этого места зашкаливает, в месяц сюда за покупками приходят 300 тысяч человек. Это четверть населения всего города.
Почему бы не сделать такие проекты в Алматы и Астане? Мы уже более 10 лет ведем дискуссии о развитии продовольственных поясов, но так и не создали нормальной системы по реализации продукции. Понятно, что такой агропромышленный парк – дело недешевое, общий объем инвестиций в Казани составил 2,5 миллиарда рублей. Но какой бы это дало толчок для развития фермерских хозяйств! Многие ведь у нас, не имея возможности реализовать свою продукцию, вынуждены поливать огороды скисшим молоком.
Почему их технопарки эффективнее наших? Сколько раз я слышала, что в Казахстане надо делать инновационный бизнес – мозгами работать, не время сейчас сохой махать. Вроде бы все правильно, и вот уже вторую пятилетку в нашей стране выделяют баснословные деньги на развитие всяких инновационных проектов. Было создано 9 технопарков, один дороже другого. Правда, деятельность этих организаций самим казахстанцам не понятна, как и сам результат усилий. В Казани я побывала в IT-парке, который считается одним из лучших в России. То, как здесь обращаются с идеями, по меньшей мере, восхитило. И именно здесь могут начать свое дело бизнесмены с “интеллектуальными продуктами”, и, как нам рассказали по секрету, от казахстанцев уже поступали заявки на участие.
Как правительству быть ближе к бизнесу? IT-парк в Казани построен в 2009 году, и уже через пять лет полностью себя окупил. На строительство было выделено 3 миллиарда рублей, все эти деньги возвращены, и парк начал приносить прибыль… Сердцем парка является бизнес-инкубатор. Есть среди его выпускников очень крупные IT-компании, которые продают свои продукцию и услуги уже на международном уровне…
Любой желающий со “старт-апом” может подать заявку на участие. Если его идея интересна, этой команде предоставят рабочее место и компьютеры за минимальную плату. Самому молодому разработчику идей – всего 14 лет.
Парк также обслуживает серверы крупных компаний. Свою информацию хранят здесь банки, государственные учреждения. Кстати, в самом парке находится министерство информации и связи Татарстана. Что тоже очень необычно. Здесь шутят, что уже ближе к бизнесу министр быть не может. С ним можно встретиться в лифте, обговорить идеи и проекты.
Как нам обмолвилась одна из сотрудниц, подобный парк собираются построить в Кызылорде – дескать, ведутся переговоры. Хотя раскрывать подробностей нам не стали, но в то, что наш министр Асет Исекешев сменит астанинские апартаменты и будет сидеть с молодыми бизнесменами бок о бок, пока верится едва ли…
Разговор о нефтеперерабатывающих заводах Казахстана – давняя притча во языцех. Десятки лет мы латаем дыры наших НПЗ, которые производят низкооктановый бензин, не дотягивающий до современных стандартов. Каково же было наше удивление, когда маленький Татарстан запустил уникальный проект. Вот где ниша для бизнеса, потирали руки предприимчивые бизнесмены, которые оказались рядом со мной в поездке по Казани.
В марте 2014 года здесь началось производство дизельного топлива класса Евро-5 и авиационного керосина. Местные шутят, что здесь производят топливо чище слезы младенца. В год НПЗ перерабатывает 2,9 миллиона тонн сырья.
Как удалось в столь короткие сроки реализовать такой масштабный проект, остается только удивляться. Нашим бы чиновникам поучиться. И сейчас – самое время. Недавно официально заявили, что в Казахстане будет построен четвертый НПЗ, располагаться он будет в Мангистауской области. Почему бы не перенять татарский опыт?
На самом деле интересных ниш для развития бизнеса в Татарстане – огромное количество. Хотя товарооборот между нашими республиками пока невелик, всего 133 миллиона долларов. Как отметил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев, торговля с Татарстаном занимает всего 4 процента от объема торговли Казахстана с Россией. Поэтому перспектив – поле непаханое. В Казани создано торговое представительство Казахстана, его задача – оказывать содействие всем желающим, кто хочет заняться бизнесом с татарскими партнерами. Но есть в Казахстане и те, кто сам проложил дорожку на татарские рынки.
– Моя компания уже 5 лет работает с партнерами из Казани, – рассказывает бизнесвумен из Казахстана Жанна ИЛЬИЧЕВА. – Причем до этого мы работали с аналогичным московским заводом, но все время находились под постоянным “татарским давлением”. Казань в итоге убедила нас подписать дилерский контракт. Нам были предоставлены более интересные условия, например, отсрочка платежа и бесплатная доставка до нашего склада. Казанские партнеры оказались более мобильными, у них привлекательная ценовая политика, система скидок. Важным является удобная логистика. Из Казани до Алматы машина добирается за 3 дня. В общем, за 5 лет мы ни разу не пожалели, что сделали выбор в пользу партнерства именно с ними.
– Казахстанским бизнесменам в Казани готовы оказывать содействие и помощь, – считает аналитик Аскар ДЖАПАРОВ. – Кто сейчас увидит эти перспективы, сможет неплохо заработать.