"Бизнес по-казахски в Корее" оказался круче "Мстителей": что с этим не так

На днях в СМИ появилась информация, что фильм отечественного производства «Бизнес по-казахски в Корее» обогнал голливудский блокбастер «Мстители» по кассовым сборам в Казахстане. Сборы семейной комедии «Бизнес по-казахски в Корее», вышедшей в прокат 26 декабря, по состоянию на 22 января 2020 года достигли 1 миллиарда 107 миллионов тенге.

Тем самым фильм Нурлана Коянбаева стал не только самым кассовым среди отечественных фильмов, но и поставил новый рекорд по сборам среди всех фильмов за всю историю отечественного кинопроката. Ранее лидерами считались фильмы «Мстители» заработавшие в свое время 1 миллиард 103 миллиона тенге и «Король Лев» с кассовым сбором 1 миллиард 39 миллионов тенге.

Напомним, что это уже четвертая часть известной ежегодной франшизы. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, чем так привлекает эта серия фильмов казахстанского зрителя.

По данным отечественных СМИ, первый фильм ежегодной серии, вышедший в 2016 году, "Бизнес по-казахски" собрал бокс-офис в 299 700 700 тенге, вторая часть «Бизнес по-казахски в Америке» собрала кассу уже в 581 миллион тенге, а третья «Бизнес по-казахски в Африке» принесла создателям 772 386 445 тенге.

Сам генеральный продюсер, а заодно и исполнитель главной роли Нурлан Коянбаев неоднократно объяснял, в чем, по его мнению, заключается такой коммерческий успех его картин, причем нередко делал это в шуточной форме. 

Картина выходит в январе, уже в феврале мы узнаем у зрителей, понравился ли им фильм, снимать ли продолжение и в какой стране снимать. Про наши фильмы люди часто писали: «Нурлан, сними теперь в Африке или в Антарктиде», а я подумал, что такие подколы в наш адрес - это круто и показывает, что люди этим интересуются. Если я сделаю этот подкол реальностью, то это будет хороший ход, - рассказал Нурлан Нугманович в интервью Tengri TV

Также он объяснил, чем будет отличаться "Бизнес по-казахски в Корее" от предыдущих частей, а также рассказал, как выбирали страну для съемок. 

- Так получилось, что я заранее съездил в Южную Корею и договорился с тамошними киноделами о съемке. И решил спросить в соцсетях у людей, как они смотрят на то, чтобы съемки проходили в этой стране. В итоге мы получили огромный отклик, ажиотаж поднялся. Оказывается, это очень модное направление, в основном у женщин, и мы выбрали Корею. 

Фильм отличается тем, что там будет женская линия персонажей Макпал и Айсулу, и за них там переживаешь. Думаю, это будет отличаться от остальных частей франшизы. Кроме того, коллектив отработал мощно, и корейская, и казахстанская сторона. Это была самая дорогая картина из всех, потому что там есть робот и Сеул – большой и дорогой город. По организации и финансам Сеул вышел дороже всех, - добавил г-н Коянбаев в том же выпуске. 

Из-за небывалого коммерческого успеха фильма пользователи Казнета неоднократно интересовались у автора картины, как долго он планирует продолжать эксплуатировать франшизу "Бизнес по-казахски", так как некоторым зрителям начинает казаться, что это превращается в банальное зарабатывание денег. Нурлан Коянбаев ответил на это весьма красноречиво еще до премьеры нового фильма.

- Если часть с Кореей провалится, то мы же останемся в долгу у зрителя, поэтому должны будем выпустить еще одну часть от души. Как говорится, вот вам и пятая часть, - добавил он. 

При этом важно уточнить, что, по данным "Кинопоиска", фильм "Бизнес по-казахски в Америке" 2017 года стоил создателям 250 тысяч долларов. К сожалению, это единственная известная цифра о затратах на производство данной франшизы. С тех пор Коянбаев заявлял, что затраты только росли, а часть про Корею и вовсе стала самой дорогой по производству. А вот главный конкурент Коянбаева - мировая франшиза "Мстители: финал" - обошлась ее создателям в более чем 300 миллионов долларов, но не смогла стать самым кассовым фильмом именно в нашей стране. 

Однако при этом стала одним из самых кассовых фильмов в мировом прокате. 

Кроме того, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным кинокритиком Олегом БОРЕЦКИМ, который объяснил, в чем заключается столь небывалый коммерческий успех "Бизнеса по-казахски" и почему он не сыскал бы такой популярности в других странах.

- Тут целый комплекс причин такого коммерческого успеха. Во-первых, у этой франшизы уже есть свои поклонники, которые знают, каких комедийных ходов стоит ожидать из тех, что предлагает Коянбаев. У комедии, режиссера и стиля уже есть своя аудитория - местная казахскоязычная публика.

Плюс комедия уже стала набитым трендом. К примеру, 10 лет назад у нас вообще комедий не было, но постепенно генерация бывших кавээнщиков занялась этим. К тому же фильм по релизу был в то время, когда больше смотреть было особо нечего. Низкий интерес к «Мстителям» был ожидаем из-за плохих оценок фильма, и под Новый год нечего было смотреть.

Мне кажется, мы уже подходим к пределам роста. По всем кинематографическим законам это долго продолжаться не будет. И в ближайшие два месяца мы получим уже трагикомедию, которая будет представлена в жанре «ты не поверишь», смена амплуа. Она будет строиться по другим комедийным ходам, у которой есть шанс поднять зрительский комедийный спрос чуть-чуть выше. Пока то, что делает «Бизнес по-казахски» - эксплуатирует те клише, которые принесли успех в первой части. Это нормально и естественно.

Я думаю, что у самого Нурлана Коянбаева в ближайшее время уже появится желание попробовать себя в другом, новом жанре, как это было с Нуртасом Адамбаем, который после своих комедий снял «Тараз» и «Лифт». Возможно, Коянбаев поступит так же, если у него хватит таланта.

- Можно ли назвать этот фильм качественным видеопродуктом на фоне других премьер, вышедших в это же время?

- Смотря чем измеряется это качество. У нас есть лирические комедии, есть скромные, которым не хватает драйва и других вещей. В этом случае результат зрительских симпатий говорит сам за себя. Но говорить, что это тот случай, который может принести тот же бокс-офис за пределами Казахстана, – неправильно.

Для нашего местного продукта это сделано неплохо, коммерческое кино, о котором и нечего говорить. Но оно достаточно местное. В том же СНГ это никто смотреть не будет. Вы же не повезете этот фильм на международный фестиваль, к примеру, в Канны или Берлин. Этот фильм - мейнстрим и развлечение, где зритель приходит в кино, берет попкорн и просто хочет посмеяться.