Бизнес на пенсионных деньгах

Впредь все, у кого на момент достижения пенсионного возраста на личном счету накопится сумма более 100 тысяч тенге, не смогут просто снять все до копеечки, а только ту сумму, которая необходима, оставив "остаточек" увеличиваться под проценты.
Кто-то может и рад радехонек этой возможности обогащения. А меня сомнения гложут: опять государство что-то "химичит".
Государству деньги нужны, вот оно стариков и "раскручивает". Однако если огульно не ругать государство и не защищать стариков, а вдумчиво разобраться в социальных гарантиях собственной старости, можно подумать, что выйти на пенсию лет так через двадцать, не так уж и плохо.
Осторожный оптимизм
Еще вчера мой пофигизм относительно собственной старости и пенсии в частности, казался здоровым и классическим. Но не потому, что до старости далеко. Вовсе нет. Просто слово "пенсия" ассоциировалось только с хронической депрессией, безденежьем, тупиком и отчаянием.
А кто же добровольно, в расцвете лет хочет думать о депрессии? Вот и я не хотела. Но это - вчера.
Сегодня я знаю о своей пенсии кое-что такое, что вселяет осторожный оптимизм. Прежде всего, развеялся миф о том, что мои деньги могут исчезнуть в любой момент пространства и времени. Раз и - бермудский треугольник, другое измерение. Было личное - стало общественное. Государство остро нуждалось, и деньги ушли. Как мне объяснили знающие люди, никто не может притронуться к моей собственности. Кроме того, отчисляем мы пенсионный налог в виде тенге, а лежат они и копятся в виде ценных бумаг, акций. Причем все эти бумаги не лежат мертвым грузом ни в одном накопительном банке. Они работают! То есть, размещены в те секторы экономики, в которые разрешено вкладывать бумаги.
Наивная мысль о том, что пенсионный фонд может кто-то ограбить, или фонды-жулики возьмут да и прикарманят мои денежки на свое развитие - тоже в прошлом. Во-первых, как выяснилось, фонды нельзя ограбить, поскольку деньги превращены в бумаги. Во-вторых, ни один фонд не имеет права развиваться как самостоятельное предприятие за счет вложений вкладчиков. Вообще, чтобы открыть фонд, фонду нужен собственный начальный капитал. Его формируют учредители фонда. Получается, что у фонда как хозяйствующего субъекта, есть свои денежки, которые тратятся на его нужды. А у пенсионеров есть свои денежки, которые "множатся и размножаются" благодаря фонду. Поверить в это было нелегко.
Я недавно разъясняла одной старушке, от которой я еще вчера ничем не отличалась по разумению (не по возрасту, конечно). Так вот она никак не могла понять, как можно обогатиться за счет этих самых фондов. Ведь на поверку получается, что фонды только собирают средства? А что дальше?
А дальше любой директор пенсионного фонда, которых, кстати, в Казахстане 16, скажет, что как только деньги поступают на счет, они начинает прирастать. То есть деньги выгодно размещаются в ценные бумаги, которые приносят прибыль ежедневно. Бизнес же получается неплохой потому, что каждый раз, как только на счет поступает прибыль, она прибавляется к имеющейся сумме и уже на эту новую сумму снова накручивается процент.
Один из банков посчитал, что если молодой человек с заработком в размере всего 10 тысяч тенге ежемесячно будет перечислять на свой расчетный счет по тысяче тенге, то к 63 годам, когда он пойдет на пенсию, он сможет ежемесячно получать пенсию в размере 50 тысяч тенге до 83 лет (все расчеты условно ориентированы на этот средний возраст).
Откуда такие богатства? Большую часть накопления будут составлять не его взносы, а прибыль с этих взносов.
Несознательная молодежь и не только
Вот так радужно и грамотно должно выглядеть наше счастливое будущее. Однако оглянитесь вокруг: огромное количество людей работают на себя, живут одним днем, значит, никаких отчислений не делают. При этом все вокруг их подбадривают и поддерживают, мол, правильно поступаете, нечего это государство кормить. Работники торговли, те, что сидят на барахолках, ни один про фонд не вспоминает. Рассуждают просто: зачем нам фонд, мы сами на себя работаем, сбережения копим самостоятельно (видимо в чулке). Когда кругленькая сумма наберется, несем ее в банк, получаем проценты когда захотим, а не когда возраст стукнет, и тут же тратим, в товар вкладываем. Свободные таксисты, разнорабочие поступают так же. Еще есть продавцы маленьких магазинчиков, с которыми хозяева рассчитываются, что называется из собственного кармана, потому что люди официально не оформлены на работу. Работодателям это выгодно. Им налоги меньше платить. А люди об этом всерьез не думают. Они даже не знают, что работодатель может самостоятельно формировать накопления на другого человека в виде разовых вложений в фонд, но при этом работники должны настоять на этом. Люди же в большинстве своем ничего не требуют. Значит, в старости ничего не получат.
Тот, кто стоял у истоков пенсионной реформы в Казахстане помнит, как в 1993 году (когда до реформы было еще долгих пять лет) молодежь кричала о том, что они хотят купить телевизор на честно заработанные здесь и сейчас, а до пенсии они не доживут. Но вот что странно. Рядом с ними стояли пенсионеры, которые благополучно дожили до пенсии, но кричали совсем другое: "Почему у нас такая маленькая пенсия?"
Нюансы
В общем, каждый из нас сегодня может реально посмотреть на свои перспективы в старости. Надо только подойти к делу с умом. Я, например, не помню, сколько раз за последние пять лет переходила с одного места работы на другое. Естественно, меньше всего меня заботили мои пенсионные накопления. Каждый новый бухгалтер переводил меня в новый пенсионный фонд, объясняя, что ему так удобнее платить налоги и оформлять бумаги. Я не спорила. И вот теперь выясняется, что мои бумаги лежат в одном фонде (договор), а деньги находятся совсем в другом, менее респектабельном. И я даже не знаю, каков там процент прибыли!
Оказывается для того, чтобы мои деньги шли вслед за моими бумагами, я должна была каждый раз писать заявление о том, что мои сбережения должны быть переведены туда-то и туда-то. Ни один бухгалтер мне этого не сказал. Зачем? Деньги-то мои. А у меня нет ощущения собственника, нет переживаний по поводу сохранности капитала. Вообще ничего нет, кроме идиотской мысли о дефолте. О том, что я до пенсии не доживу и не увижу своих денег, я уже не переживаю. Меня успокоили, объяснив, что если не доживу, все мои накопления получат прямые наследники. Если, конечно, я не вздумаю застраховаться и передать все свои сбережения страховой компании. Что это за фокус? Это тоже инновация…
Если человек передаст деньги страховой компании, наследования не будет. Страховая компания берет на себя все риски пожилой жизни: может так случиться, что человек будет жить долго и ему не хватит его денег, тогда страховая компания обязуется взять на себя заботу о нем. В Алматы уже есть смельчаки, которые перебросили свои пенсионные капиталы к страховикам.
В последнее время, сотрудники фондов заметили, появились крутые пенсионеры, которые продав дачку или гараж, кладут вырученные деньги на свой счет в пенсионном фонде. На что они рассчитывают? На прибыль. Почему бы и нет?
Я говорю "пенсия", подразумеваю "патриотизм"
Говорят в Чили, по системе которой запущена и наша пенсионная реформа, 61 процент жилья в стране построен за счет пенсионных вложений, за счет этих же денег отремонтированы все дороги. В Казахстане благодаря пенсионным фондам начало бурно развиваться ипотечное кредитование. В связи с чем, к стране внимательно приглядываются иностранцы.
Когда в 2001 году в Москве проходила большая конференция по инвестиционным проектам, Салтанат Елшибекова была спикером в вопросах пенсионной реформы в Казахстане. Говорит, что наша реформа вызвала огромнейший интерес у Германии. Иностранцы признавались, что наш опыт надо продавать как ноу-хау в Европу, потому что там страны сотрясаются от забастовок. Люди требуют увеличение пенсий, а бюджет не в состоянии выдержать такие нагрузки.
Не так давно во Франции была забастовка, правительство предлагало увеличить пенсионный возраст. Народ, естественно, был против. Получается, что мы очень вовремя создали свою систему накоплений.
В 1997 году на одного пенсионера приходилось 1, 7 работающих. То есть взносов, которые формировались работающими, не хватало на выплату пенсий состоявшимся пенсионерам. Задолженность выплат по пенсиям составляла 36 миллиардов тенге. В некоторых регионах люди не получали денег по 9-10 месяцев. Тогда правительство и президент решились на эти меры: они погасили задолженность и внедрили солидарную систему накопления пенсии.
Недавно в Казахстан приезжала делегация из Министерства финансов Кыргызстана. Там тоже планируют начать пенсионную реформу, но всемирный банк отказал им в поддержке, более того, был категорически против реформы. Почему? Потому что в стране пока не создана инфраструктура. А у нас она уже есть: фондовый рынок развивается, голубые фишки имеются, много новых компаний выходят на рынок и активно развиваются.
В общем, после всего этого, можно сказать в полной эйфории, я с полной ответственностью (в уме и здравии) заявила своим домочадцам, что обязательно доживу до пенсии и получу свои законные денежки.
На что сын заметил, что я явно перегрелась на работе, а муж полюбопытствовал: откуда такое благо, оно коснется только меня или его тоже? На что я ему ответила: "Все будет зависеть только от тебя"!