Казалось бы, кризис – не лучшее время для открытия своего бизнеса. Люди снижают свои расходы, а значит, и доходы у тех, кто зарабатывает, тоже сокращаются. Но, с другой стороны, пусть небольшой, но собственный бизнес – это шанс прокормить себя и создать хотя бы самому себе рабочее место. Тут уж ты не будешь зависеть от работодателя, а сам встанешь у руля. Сумеешь держать нос по ветру – получишь прибыль, а не справился с управлением – пеняй на себя…
Впрочем, эксперты в области бизнеса расходятся во мнениях. Одни считают, что сейчас уходить в бизнесмены очень рискованно. Другие считают, что кризис – хорошее время для раскрытия своего собственного потенциала.
Так, например, член Совета форума предпринимателей Казахстана Евгений БЕССОНОВ считает, что браться за собственное дело в кризис лучше молодым. У кого запала больше.
– Просто идти в бизнес от безысходности нельзя. Я считаю, что начинать свое дело в такое время можно, если у тебя есть хорошая бизнес-идея, новый продукт. Но вслепую это делать нельзя, важно все просчитать, иметь подготовку и образование. Сегодня бизнес требует глубоких знаний маркетинга, финансов.
Задача, конечно, не из легких. Но почему бы и нет? Так, например, генеральный директор центра обслуживания предпринимателей “Секрет-Сервис” Владимир ЕРМАКОВ уверен, что кризис – не самое плохое время для открытия своего дела.
– В такие периоды человек начинает думать. Ему нужно выживать, человек становится изобретателен и активен. У каждого есть потенциал, главное – использовать его. Некоторые считают так: кризис начался, надо сложить ручки и ждать манны небесной. Это не так. Малый бизнес поможет решить проблему собственного трудоустройства и заработка на хлеб-соль… Это уже хорошо!
По словам эксперта, сегодня 30 процентов трудоспособного населения относится к категории самозанятых, и все они являются потенциальными предпринимателями.
То, что граждане активно идут в предприниматели в период кризиса, показывает статистика. Но одно дело – пойти в бизнесмены, и другое – стать им на самом деле.
– До кризиса у нас было около миллиона зарегистрировавшихся предприятий, из них только 35 процентов действительно работало. Сейчас растет количество тех, кто регистрируется, но реально действующих предприятий становится меньше, – говорит вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимур НАЗХАНОВ. – Из двух миллионов работает 27 процентов. Открыть дело просто, а вот работать – не так легко. Нужно изучить спрос, найти рынки сбыта, заплатить налоги, аренду. После первой волны самые слабые уже ушли из бизнеса, но на подходе вторая волна…
И тут главный вопрос: в какой же бизнес пойти, чтобы не прогореть?
Прежде, чем выбирать сферу деятельности, надо честно и критично взглянуть на самого себя. Сможете ли вы стать бизнесменом, не просто ли это амбиции или спонтанное желание? Специалисты советуют выбирать сферу деятельности, которая вам уже известна, возможно, вы имеете специальное образование или практику. Кидаться в неизведанное, тем более в критические времена, нельзя. Также стоит оценить свои финансовые возможности, ведь прежде, чем получить прибыль, придется вложиться, говорит бизнес-консультант Александр Дорошенко:
– Сейчас к нам за консультациями обращается много людей, желающих открыть свое дело. Некоторые сферы действительно угасают, другие, напротив, становятся более востребованы. Например, активно развивается мелкооптовая и розничная торговля продуктами питания. А вот в сферу услуг идти надо с большой осторожностью. Спрос снижается, а конкуренция большая.
В любом случае ты должен изучить рынок. Сегодня немало людей занято перепродажей вещей. И пополнять армию торгующих эксперты не советуют.
Торговля вещами сегодня еле покрывает свои расходы, – говорит Тимур Назханов. – Сейчас актуальны ремонт машин, строительно-отделочные работы, недорогой общепит. Раньше многие уповали на небольшие магазинчики. Выводили квартиры из жилого фонда, продавали там хлеб-масло у себя в районе. Сегодня это не приносит большой прибыли.
Эксперты предупреждают романтиков, которые хотят стать бизнесменами, что на малом бизнесе сегодня не разбогатеешь. Но заработать при желании на жизнь можно.
– Сейчас пойдет тот бизнес, который не требует больших затрат на аренду, на содержание большого штата сотрудников, бухгалтеров, – подчеркивает Тимур Назханов.
Особенностью второй волны кризиса в Казахстане стало развитие рынка… по продаже готового бизнеса, говорят эксперты! И если раньше в основном на продажу выставляли крупный бизнес, то сегодня на “прилавке” – мелкие предприятия на любой вкус и цвет. Появилось большое количество сайтов в Казнете, которые специализируются на продаже бизнеса. А бизнес-брокеры, которые помогают продавать и покупать предприятия, ловят сейчас совсем немаленькую прибыль на этом деле. С одним из таких специалистов мы связались:
– Сейчас выставлено на продажу много бизнес-предложений. Но и спрос на готовый бизнес тоже мы наблюдаем. Также некоторые обмениваются бизнесом, – рассказывает Ермек КАНАТОВ. – Владел, например, человек магазинчиком, а его знакомый – салоном красоты. А теперь решили поменяться…
Продают бизнес по разным причинам. Как рассказывает наш собеседник, если “дело” выставлено на продажу, это вовсе не значит, что оно плохое. Некоторые просто устали. Ведь быть предпринимателем непросто. Нужны не только деньги, но и силы.
– Купить готовый бизнес легче и проще, чем создавать его с нуля. Как правило, уже есть клиенты, наработанные связи, договора, обученные сотрудники, – говорит Ермек Канатов.
Больше всего предложений о продаже готового бизнеса в Казахстане сегодня поступает от салонов красоты, туристических агентств и мелких АЗС. Также продается совсем мелкий бизнес – “патентный”, где одно рабочее место. Например, мы встретили такие предложения: “бизнес на рефератах” – всего за 2000 долларов, за небольшие деньги предлагают компанию по изготовлению визиток, отдел по подгонке одежды… Такие предложения, по словам брокера, сегодня уходят влет. И стоят недорого, и дают возможность самому себя трудоустроить. Но и на более крупный бизнес наблюдается спрос.
– Сейчас хороший момент для покупки готового бизнеса по дешевке. У кого есть на руках деньги, тот сейчас вкладывает их именно сюда, – говорит Тимур Назханов.
Купить, как выяснилось, можно не только готовое предприятие, но и одну только идею. Опять же в Интернете существуют электронные витрины, где предлагают самые разные идеи, которые сулят прибыль. Некоторые идеи кажутся на первый взгляд безумными, смешными. Например, как вам бизнес на изготовлении наклеек для “протертой” клавиатуры или производство льда? Можно фасовать дешевые новогодние подарки, создать бар на колесиках… Иногда самые безумные идеи становятся той самой золотой жилой!
Есть в магазинах идей и серьезные проекты. Впрочем, одной гениальной мысли мало. Продавец идей должен полностью прописать и просчитать свой проект. А покупатель трижды подумать, стоит ли ему вкладывать в него деньги.
Сама идея стать предпринимателем для многих звучит очень заманчиво. Однако, несмотря на то что цены на готовый бизнес резко упали, вопрос средств для собственного дела остается очень актуальным. Почти 80 процентов предприятий малого и среднего бизнеса сегодня работает на арендованных площадях. А квадратные метры у нас не дешевеют. Поэтому главное – правильно рассчитать свои финансовые возможности. Многие, чтобы стартовать в предпринимательской деятельности, готовы взять кредит на раскрутку бизнеса. Тем более что многочисленные программы по поддержке бизнеса обещают весьма заманчивые возможности для развития предприятий. Но эксперты предупреждают, что в период кризиса это не лучший путь для развития.
– Это неверный путь и очень опасный, – считает Евгений Бессонов. – Ни в коем случае нельзя сейчас начинать свое дело на заемные средства, нужно использовать свои накопления и развивать бизнес на полученную прибыль.
В общем, экспертов в сфере бизнеса много, советов – тоже. Решать вам – вы же рискуете!