Наше правительство напоминает мне одну семейку, живущую по соседству. Глава ее вроде бы неплохо зарабатывает, но вечно ходит в потертых трениках. Жена обладает искусством виртуозно тратить деньги на все необходимое, но дома шаром покати. По выходным набегают кудалар и дальние родственники, которые опустошают холодильник и всегда нуждаются в деньгах, чтобы решить свои очень важные проблемы.
Так и с государственным бюджетом у нас. Только успевают: раздают миллиарды на программы министерствам, ведомствам, фондам, вроде как не совсем государственным с приставкой “квази”, но с кучей “дочек” и грандиозных идей... Счетный комитет считает каждую копейку. По отчетам все чаще дебет с кредитом сходятся. А вот какой толк от этих “освоений”, сказать никто не может.
На неделе депутаты подняли серьезный вопрос о коэффициенте полезного действия от освоения бюджета и в доказательство правоты своего возмущения сыпали цифрами статистики, от которых сложно отвертеться. Но все по порядку...
Бюджет оптом и в розницу
Хорошо в Казахстане делать бизнес, который имеет доступ к бюджету. Это уже прописная истина, будь то субсидирование, тендеры или государственная поддержка через многочисленные программы. Под эгидой помощи малому и среднему предпринимательству за последние годы были розданы миллиарды тенге. Правда, сами малые обычные ипэшники уверяют, что так и не дождались манны небесной. Но скорость, с которой бывшие чиновники переметнулись в бизнесмены, свидетельствует, что программы все ж таки иногда работают.
О том, кому и как раздавались деньги на бизнес, рассказал депутат Нуртай Сабильянов, который поставил вопрос ребром, а не пора ли прикрыть лавочку…
– В предыдущие годы по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” субсидировались предприятия оптово-розничной торговли, гостиничного бизнеса, отдыха и развлечений, а также субъекты предпринимательства, имеющие проблемные кредиты, которые не уплачивали налоги в бюджет, не открывали рабочих мест.
В 2015 году 4 424 субъекта предпринимательства получили субсидии на общую сумму 26,7 миллиарда тенге.
Среди них 1 700 (40 процентов) субъектов предпринимательства непроизводственной сферы, занимающиеся оптово-розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, предоставляющие услуги по организации проживания, отдыха и развлечений, в сфере образования и др.
Участниками программы в 2015 году были уплачены налоги: КПН – 23 миллиарда тенге и ИПН – 16,7 миллиарда тенге. Основную их часть обеспечили 200 субъектов предпринимательства, или всего четыре процента от просубсидированных участников программы.
Анализ данных показал, что получение субсидий не повлияло на значительное увеличение налоговых поступлений или открытие дополнительных рабочих мест, а также на рост заработной платы. Значит, бюджетные деньги были неэффективно использованы. Спрашивается – какой смысл субсидировать обычные компании, каких в Казахстане тысячи? Почему в программе участвуют недобросовестные субъекты предпринимательства, которые не развивают производство, становятся убыточными, не уплачивают налоги, бездействуют, задавался вопросом депутат.
Объявленный на весь мир кризис стал еще одним прекрасным поводом использовать бюджетные деньги в благородных целях. Появилась у нас Программа посткризисного восстановления, в которую вошли некоторые предприятия и по которой получили безвозмездно большие деньги.
– Было субсидировано 55 компаний, из них 32 компании занимаются оптово-розничной торговлей, арендой недвижимости, гостиничным бизнесом, в сфере отдыха-развлечений. С 2011 по 2015 год из республиканского бюджета было выделено 57,8 миллиарда.тенге.
Ни в 2014-м, ни в 2015 годах большого увеличения налоговых поступлений в бюджет и увеличения рабочих мест по ним не было. Тем не менее в бюджете 2016 года для них снова предусмотрены безвозмездные средства в размере 9,5 миллиарда тенге.
Чем эти обычные 32 компании непроизводственной сферы заслужили безвозмездные, безвозвратные деньги из бюджета? К сожалению, иногда безвозмездное предоставление бюджетных средств приводит к иждивенческому настроению предпринимателей, – заключил Нуртай Сабильянов.
“Особо охраняемые” зоны
Как грибы после дождя в Казахстане появлялись различные зоны для комфортного ведения бизнеса, при этом эпитеты их весьма разнообразны: свободные экономические, индустриальные… Удовольствие это очень недешевое, а результат все чаще – пшик. И им от Сабильянова тоже досталось…
– На развитие конкретных индустриальных зон государство в 2015 году направило 6,9 миллиарда тенге. Но оправдываются ли расходы на индустриальные зоны для развития производства и в целом для экономики страны. Какова отдача от расходования средств на них? – сказал депутат. – У нас есть подобный опыт, когда с 2003 по 2015 год на инфраструктуру специальных экономических зон государство направило 237,9 миллиарда тенге, в том числе 93,6 миллиарда тенге из Нацфонда РК. Однако за этот период мы не увидели значительных результатов от этих СЭЗ для экономики Казахстана и пополнения государственного бюджета.
Тысяча и одна программа
Большая статья расходов госбюджета – это многочисленные программы. Эти тома, фолианты, бессмертные труды чиновничьей мысли ежегодно облегчают бюджет страны на несколько десятков миллиардов тенге. А каков результат?
– В отчете Счетного комитета приведены факты, когда плановые значения показателей целевых индикаторов занижены или их нет. Например, по госпрограмме “Саламатты Қазақстан”, – говорила депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА, – плановые показатели по некоторым целевым индикаторам на 2013–2015 годы достигнуты еще в 2011–2012 годах; по 11 пунктам мероприятий вообще нет показателей, позволяющих определить, достигнут результат или нет.
Онкодиспансер в городе Семее в эксплуатацию не введен, а шесть миллиардов тенге освоено. Почему средства перечислялись? Получается, со стороны администратора не было контроля.
Много вопросов вызывает у депутатов реализация жилищной программы и “Нұрлы жол”…
“Самрук” мне друг, но истина дороже…
На пленарном заседании мажилиса парламента досталось от депутатов и фонду “Самрук-Казына”. В уставный капитал этого фонда государством были вложены большие деньги, и теперь мажилисмены резонно спрашивают, а дивиденды где?
– На мой вопрос о получении дивидендов от вложенных государством в уставный капитал АО “ФНБ “Самрук-Казына” пяти триллионов тенге управляющий директор фонда Елена Леонидовна Бахмутова информировала только о положительных показателях отчета и получении АО “ФНБ “Самрук-Казына” чистой прибыли в сумме 304 миллиардов тенге, что превышает на 30 процентов результаты прошлого года. Однако детальное изучение консолидированной финансовой отчетности фонда показало: вся прибыльность фонда, о которой бодро сообщила Елена Бахмутова в мажилисе, образовалась за счет снижения налогов и положительной курсовой разницы, но никак не из-за эффективного менеджмента.
Поэтому необходимо прекратить пополнение уставного капитала Фонда “Самрук-Казына” за счет средств республиканского бюджета.
Также считаю, что при распределении чистого дохода фонда не менее 70 процентов должно направляться в виде дивидендов в республиканский бюджет, а не 12–15 процентов, как это было в предыдущие годы, – заключил Сабильянов.
Досталось фонду и от депутата Яковлевой:
– В 2015 году на пополнение уставного фонда “Самрук-Казына” выделено 136,8 миллиарда тенге. Все, что мы знаем об этих средствах от фонда, – это “целевое их использование”. А насколько эффективно потрачены средства, какова отдача, экономический эффект от бюджетных вливаний, информации нет.
Ну и в завершение всех этих разоблачений депутаты предложили внести ответственность за неэффективное управление и использование бюджетных средств, активов государства. Что это будет: уголовная статья, административный штраф или удар палками по мягкому месту, как в Сингапуре? Пока представить трудно. Но само предложение, согласитесь, будоражит фантазию…
АЛМАТЫ