Бизнес на две страны

– А давайте будем из Беларуси говядину возить! – выслушав мой рассказ о поездке в эту страну, стали предлагать одни.  – А что? Возьмем фуру с холодильником – и вперед.

– Зачем с ветконтролем связываться? Легче эту фуру трикотажем забить, три цены точно возьмешь! А можно совместное предприятие замутить или, может, там дело открыть? – выдвигали идеи вторые.

И все взгляды устремились на меня. Дескать, давай рассказывай, как там у них бизнес процветает, на чем можно нам, соотечественникам, хорошую прибыль поднять.

Но одно дело – строить планы, другое – знать реалии. Что представляет собой бизнес в Беларуси? Об особенностях предпринимательства мне рассказали коммерсанты из Минска и представители ассоциации предпринимателей Беларуси.

Оказалось, местные бизнесмены уже давно поглядывают в сторону Казахстана. И не просто ищут нишу, которую можно забить своим товаром, но и готовы открывать здесь предприятия. А еще, глядя на нашу налоговую систему, пытаются защищать свои интересы в борьбе с собственной бюрократической машиной.

В Беларуси, по статистике, около 200 тысяч индивидуальных предпринимателей, но сколько из них реально действующих, не знают даже в ассоциации предпринимателей. Может, половина, а может, и того меньше… Секретные данные? Но и без этих цифр становится понятно, что бизнесменом в Беларуси быть непросто.

После девальвации люди в этой стране стали в три раза беднее. Экономические катаклизмы подкосили бизнес, который только начинал становиться на ноги. В результате малые и средние предприниматели, напуганные инфляцией, забыли дорогу в банки. А развиваться на свои средства могут только небольшие предприятия. Поэтому сегодня предпринимательство в Беларуси представлено в основном торговлей и услугами.

Основные сектора экономики сосредоточены в руках государства. Которое если и отпускает вожжи, то только для того, чтобы их позже где-то покрепче затянуть.

Впрочем, белорусы не жалуются и осторожно говорят на эти темы. И, оказывается, весьма осведомлены о том, какие условия бизнеса в Казахстане. Многие не прочь открыть свое дело здесь.

– По условиям для предпринимательства Беларусь отстает от Казахстана. Но по рейтингу ведения бизнеса мы со 183-й позиции поднялись на 69-ю. Правительство хочет, чтобы вошли в тридцатку стран с наилучшими условиями для бизнеса, – говорят в ассоциации.

В прошлом году в Беларуси была принята директива № 4 – можно сказать, надежда местных бизнесменов. Там прописаны основные моменты по изменению условий ведения предпринимательского климата. Сейчас основная работа идет по изменению нормативных документов, местные бизнесмены анализируют опыт Казахстана и хотели бы перенять некоторые принципиальные моменты.

– НДС составляет 20 процентов, не то что у вас, – всего 12! – сетуют в ассоциации. – Мы сейчас ратуем за то, чтобы снизить ставки.

Действует в Беларуси и упрощенная система налогообложения. Но она очень отличается от нашей. В основном там фиксированные ставки, которые зависят от вида бизнеса, от региона. Так, на селе предприниматель может платить 3–5 процентов от выручки. А вот в торговле в крупных городах – уже 7 процентов. В сфере общепита бизнесмены платят по 15 процентов от валового продукта за вычетом затрат. Казахстанская “упрощенка” с выплатой налогов в размере 3 процентов от оборота, конечно же, кажется белорусам очень привлекательной. Нашу модель они изучают и пытаются предложить правительству.

Хотя процессы смягчения бизнес-климата в Беларуси идут, система налогообложения все-таки остается очень сложной и не всегда понятной простым людям. Так, на сегодняшний момент осталось 18 видов налогов, которые должны выплачивать предприниматели. Это еще что! Минские бизнесмены вспоминали те времена, когда им приходилось платить, например, налог в размере 1 процента за очистку реки Вислы в течение пяти лет. Также нам рассказали, что предприниматели платят 1 процент с выручки на развитие сельского хозяйства…

До сих пор не утихают страсти вокруг обязанности каждого белорусского предпринимателя платить 36 процентов от чистого дохода в фонд социальной защиты, за это обещают в старости хорошую пенсию. Есть и другие обязательные платежи. В результате налоги и выплаты съедают у местных предпринимателей в среднем 45 процентов прибыли.

Свой необычный взгляд у президента Лукашенко оказался и на ИП. Раньше индивидуальные предприниматели Беларуси, как и казахстанские, могли принимать наемных работников, но вскоре специальным постановлением было принято решение, что в ИП не должно быть наемных работников. Ипэшнику могут помогать только самые близкие родственники, например, жена. Когда ввели эту меру, белорусские предприниматели шутили, что впору узаконить многоженство. А что – сколько работниц, столько и браков! Шутки шутками, а многим тогда пришлось пересмотреть организацию своего бизнеса. В результате резко увеличилось количество ИП, теперь уже каждый работник должен быть бизнесменом. Цифры статистики стали радовать глаз.

Если местное население с трудом идет в бизнесмены, то об иностранцах в секторе малого и среднего бизнеса пока вообще говорить не приходится. Одно время в Беларусь активно завозили товар из Китая через Москву. Но государство решило навязать бизнесу интерес к местной продукции. У чиновников витали даже идеи о том, как заставить индивидуальных предпринимателей продавать до 30 процентов местной продукции.

Но бизнесмены отстояли этот вопрос, и плановые продажи пока что отменили. Государство решило просто поощрять тех, кто производит местную продукцию и вывозит ее на экспорт. Сейчас предусматривается разовая плата, около 10 долларов в эквиваленте, тем ИП, которые вывозят белорусскую продукцию вместо громоздких налогов, которые платят другие ИП. Так сказать, заинтересовать материально. Но что из этого получится – пока неясно.

После всех этих рассказов мои друзья, рвавшиеся делать бизнес в Беларуси, как-то поутихли. Решили еще раз взвесить перспективы. И если уж затевать совместные предприятия, то налоги однозначно платить хотят здесь, дома, оно как-то привычнее.

На алматинском таможенном посту “Алатау”, где проводится таможенная очистка товаров из Китая, прошли массовые проверки.

Было осуществлено более 1200 досмотров транспортных средств, выявлено 26 нарушений экономической контрабанды и недостоверного декларирования. Возбуждено 2 уголовных дела за экономическую контрабанду в особо крупных размерах. Кроме того, по выявленным нарушениям таможенного законодательства заведено 20 дел об административных правонарушениях.

Алматы