Один из самых известных лирических образов советской литературы, Остап Бендер, "рассекая" на авто своего друга Козлевича, как помнится, призывал "ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству".
Сегодня в Казахстане у него нашлись последователи. Независимый Автомобильный союз (НАС) Казахстана призвал граждан создать общественные патрули автодорожной безопасности, чтобы с их помощью бороться с нарушениями правил дорожного движения и игнорирования их теми, кому положено на них реагировать.
Эта идея, конечно, "выросла" из той "битвы за руль", что идет в стране в течение последнего года. Казалось, что она ушла в прошлое после недавних заявлений, реабилитировавших правый руль, но только казалось. Похоже, что "праворульников" все же решили додавить. Такой (и только такой!) вывод можно сделать из прозвучавшего на днях заявления руководителей НАС о том, что Союзу "стали известны факты серьезного давления Комитета дорожной полиции на независимых экспертов, с целью получить заключение о повышенной опасности праворульных автомобилей".
Если смотреть на эту историю со стороны, неангажированным взглядом, для чего надо, как минимум, иметь не хилый водительский стаж на обоих видах автомобилей и не работать в Комитете дорожной полиции, то нельзя не признать, что история затянулась. Очевидно, что с точки зрения доказательности опасности/безопасности правого руля ситуация патовая. Она сильно напоминает историю из путешествия Гулливера в страну лилипутов. Там Лилипутия спорила с соседней страной Блефуско с какого конца безопаснее разбивать вареные яйца - с острого или с тупого? И спорили до этого самого, как бы мягче сказать… В общем, до него. До войны и усталости.
Что-то подобное мы видим и сейчас, по отношению к расположению руля в той или иной индивидуальной транспортной единице. С одной стороны, у сторонников запрещения правых рулей есть один, хоть и косвенный аргумент. Запрети строго правые, и аварийность, наверное, снизится. Не из-за изъятия праворулек, а потому, что целый сегмент автомобильного парка страны "выпадет в осадок". Ведь очевидно, что машин на наших улицах гораздо больше, чем те готовы выдержать. И даже, если вырубить все деревья вдоль дорог и расширить все, даже малые, улицы Алматы, то проблему радикально не решить. Но если резко и вдруг "выбросить" из транспортного оборота хотя бы процентов 20 транспортных средств, возьмем те же "праворульки", то на какое-то время и объем движения, и, соответственно, аварийность, понизятся.
С другой стороны, правы и сторонники "праворулек". Во-первых, место выбывших праворульных машин очень скоро займет нарастившийся за их счет парк леворульных. И статистика перегруженности улиц и аварийности опять отвоюет свое.
Во-вторых, ну кто, собственно, доказал особую опасность "правых"? Говорят, на весь бывший СССР есть единственный научный институт, который мог бы дать такое заключение. И тот в Москве, и тот помалкивает. Хотя, и здесь не поспоришь со сторонниками "праворулек", были бы основания, наверное, московский институт сказал бы свое авторитетное слово. Тем более, что и в России имелись влиятельные желающие "придавить "правых". Ан нет… Вообще, чем дальше, тем больше эта история заходит в логический тупик. Впереди - уже не поиски истины, с какого бы конца, тупого или острого, ее не искали, а лишь борьба амбиций. Теперь, кстати, по большому счету, никому не нужная и ничего позитивно не решающая.
Самая оптимальная стратегия поведения в нынешней ситуации, это та, которая позволит соблюсти интересы и "волков", и "овец". Хотя, к чести нашей общественности, надо отметить, что "по-овечьи" себя никто не вел. Ну да, не о том сейчас речь.
Самая "миротворческая" схема выглядела бы сейчас так. Запрет на правый руль вводится, но - через некоторое (пусть недолгое) время и с возможностью уже катающимся по нашим дорогам "праворулькам" отъездить свое, не продлевая эти сроки. Но и не укорачивая.
Одновременно власти начинают не кампанейскую, а серьезную и последовательную борьбу с "левыми" правами и прочими огрехами, включая и "паршивых овец"…
А как "всему делу венец" очень бы сгодилась идея НАСа по созданию общественных патрулей безопасности. Объединись в ней сторонники "праворулек" и их оппоненты, и у всех была бы возможность и "лицо сохранить", и "капитал приобрести".
Хватит уже конфликтовать по поводу и без такового, надо учиться искать компромиссы. По большому счету, первопричина автомобильного избытка на наших дорогах - в чрезмерной доступности автокредитования.
Автомобиль в последние лет пять-десять начал стремительно превращаться из роскоши в средство передвижения, а государственные органы, призванные бдить за этой сферой, оказались не готовы к такому повороту событий.