Биологическая бомба: в любой момент опасные вредители могут проникнуть в Казахстан

Говорят, узнали о предложении сенатора Ахылбека КУРИШБАЕВА объединить этот и другие институты с Казахским национальным аграрным исследовательским университетом. Но ученые категорически против слияния: с их слов, они не хотят играть второстепенную роль, “заниматься бумажками”, а главное – потерять оперативность.

В любой момент опасные вредители могут проникнуть в Казахстан, что равносильно биологической бомбе!

Создание научно-исследовательского института в 1958 году постановлением Совета Министров КазССР было продиктовано крайней необходимостью: потери пшеницы от особо опасной серой зерновой совки в 1956 году составили 4 миллиона тонн. Требовалась надежная система защиты урожая этой и других культур от вредителей, болезней и сорняков. До развала Союза ученые разработали множество методик, многие применяются до сих пор.

Организация пережила и тяжелые времена в 90-е годы, когда материально-техническая база была очень слабой, ученые месяцами сидели без зарплаты, многие ушли работать на барахолку. Чудом институт выжил и, что важно, научился сам зарабатывать.

Со специалистами НИИ наше издание регулярно поднимает тему защиты городских зеленых насаждений, садов, дачных массивов от опасных болезней, вредителей, пестицидного загрязнения фруктов, овощей, молочной и мясной продукции.

Потому сигнал “SOS” целого коллектива НИИ мы не оставили без внимания! Знаем – не все реформы шли на пользу отечественной науке, были и откровенные “пролеты”. В данном случае ученые приводят веские аргументы против такого союза.

На создание лабораторной базы мирового уровня надо не менее 20 лет

– Наш институт – стратегического профиля, при возникновении чрезвычайных ситуаций к нам обращаются сотрудники министерств сельского хозяйства и здравоохранения, представители Таможенного союза, – говорит кандидат биологических наук, начальник центра фитосанитарного лабораторного анализа Гульмира ИСЕНОВА. – Допустим, при импорте продукции на территорию Казахстана проник карантинный объект. Мы немедленно должны обеспечить соответствующие службы научной информацией – как остановить его распространение, уничтожить, просчитать все риски.

Также институт изучает риски использования пестицидов. Еще в 1998 году здесь открылась лаборатория токсикологии пестицидов, спустя 4 года она прошла аккредитацию на соответствие международному стандарту. Молодые специалисты обучались в Москве, Санкт-Петербурге, Польше, Германии, Турции. Это время, деньги. Внедрялись, адаптировались и апробировались новые методы анализа. Между прочим, для создания лабораторной базы, отвечающей требованиям международных стандартов, их внедрения и подготовки профессиональных кадров требуется не менее 20 лет! Также НИИ располагает экспериментальной базой, где проводится испытание химических препаратов, которые применялись и будут использоваться для защиты растений. Работа налажена годами, зачем всё менять?

– При объединении нашего НИИ с университетом мы не сможем полностью заниматься наукой, так как будем обучать студентов, – продолжает специалист. – А ведь с каждым годом карантинных объектов в мире всё больше! Недавно в России в образцах томатов из Казахстана обнаружили томатную моль, весь экспорт продукции приостановлен. Это показывает – есть проблема в разработке методических указаний, выявлении вредителей, фитосанитарных рисков. Под угрозой не только продуктовая безопасность страны, но и экспорт.

В случае объединения не исключена и потеря хороших специалистов. Так, хроматографистов, которые занимаются пестицидами, можно посчитать по пальцам! Мы не боимся за свои кресла. И молодые ученые тоже найдут себя в разных компаниях. В целом подобное слияние подорвет налаживаемую в течение полувека государственную политику в области защиты растений.

Цена ошибки может быть слишком высока

Профессионал со стажем более 50 лет в области защиты и карантина растений, доктор биологических наук, профессор, академик Академии сельскохозяйственных наук РК Валерий АЖБЕНОВ рассказал, что биологическая инвазия опасна для окружающей среды, здоровья населения и наносит колоссальный экономический ущерб странам. Так, ежегодно США теряют 137 миллиардов долларов, Индия – 117 миллиардов, а Бразилия – 50 миллиардов долларов.

В Казахстане список вредителей большой, громадные потери наносят горчак ползучий, американская белая бабочка. Наблюдается катастрофическое распространение дынной мухи из Кызылординской области в соседние, южные и западные области, бактериального ожога плодовых культур на территории Алматинской и Жамбылской областей. И каждый из вредоносных объектов требует пристального внимания специалистов.

Научная разработка мер по предотвращению биологических инвазий и мониторингу – обязанность стран (в их числе Казахстан), которые ратифицировали Международную конвенцию по карантину и защите растений (МККЗР), Конвенцию о биологическом разнообразии. Страны обязаны принимать фитосанитарные меры с учетом международных стандартов, следовать положениям “Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер”. Кстати, международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами.

Можно долго перечислять международные обязательства Казахстана, как и работу, которую проделывают ученые совместно с коллегами из других стран.

Потому, по мнению профессора и его коллег, институт должен остаться в республиканском статусе в ведении минсельхоза и комитета государственной инспекции (контролирует фитосанитарную безопасность страны).

Ведь цена ошибки может быть слишком высока!

Алматы