Молоденькая актриса изображала кающуюся Магдалину, со слезами рассказывая легенду о том, как ей нечем было кормить ребенка, и поэтому она подалась в проститутки. Участники дискуссии реагировали страстно и, естественно, по-разному: Жириновский кричал о своем, народная артистка Иванова уважала "бедную девочку" за смелость. Перебивали друг друга, походя оскорбляли завязавшую путану, но чувствовалось - крючок заброшен верно, старая банальная тема волнует всех. Неужели у молодой здоровой женщины действительно не было иного выхода?
Признаться, я не раз задумывался над этим вопросом. Ведь ответ на него - есть характеристика состояния нашего социума, причем состояния как экономического, так и нравственного. Если панель - реально единственный способ заработать денег на молоко для ребенка, тогда все, братцы, приехали. Впору самоликвидироваться, поскольку здесь уже никто не поможет - ни мировое сообщество, ни инопланетяне, ни всемирная лига сексуальных реформ.
Но внутренний голос вкупе с жизненным опытом подсказывают мне, что ответить категорически утвердительно на поставленный вопрос означало бы очень и очень покривить душой.
Алматинская барышня восемнадцати лет закидывает в Интернет объявление "Любой каприз - за ваши деньги. Недорого". Почему же она не напишет, к примеру, так: "Идеально уберу вашу квартиру"? Или: "Могу гулять с вашей собакой". Я уверен, желающих найдется столько, что можно будет выбирать оптимально удобный район и породу собаки. Даже если добавить слово "Дорого", это не отпугнет потенциальных клиентов, у нас есть люди, готовые платить за качественный сервис. Ах, противно мыть чужую грязь? А в постель с толстым, вонючим извращенцем с его "любыми капризами", извините, не противно?
Позволю себе предположить: барышня просто НЕ ХОЧЕТ работать. Как не хотят мужички, дни напролет просиживающие на обочинах алматинского проспекта Сейфуллина.
Раньше город знал: здесь собираются безработные и те, кто нуждается в "быстрых" наличных деньгах. Система проста: заказчик формулирует задачу - как правило, требующую простой физической работы, естественно, не интегралы же выводить или песни петь. Стороны торгуются, ударяют по рукам и после выполненного дела расстаются к взаимному удовольствию. Теперь же среди кучкующихся шабашников что-то не наблюдается готовых хвататься за любое предложение, любую возможность заработать - а ведь именно так должен по идее вести себя голодный человек или тот, у кого дома сидят без хлеба дети. Проспект стал образом жизни, местом, куда приходят каждый день, как на службу, чтобы к вечеру вернуться домой и костерить на чем свет стоит государство, буржуев и несправедливость судьбы в целом.
В силе этого настроения я убедился воочию, когда мне потребовалась помощь на даче. Нужно было перекрыть крышу на стареньком домике, размерами больше похожем на курятник. Подъезжаю к первой группке на уличной "бирже труда" - несколько кадров непринужденно расположились у арыка, играют в карты. Им было лень даже подойти к машине. Им было лень торговаться, они отказались, едва услышав о крыше. Еще несколько попыток "снять" рабочую силу закончились так же. Плюнул я, купил вина и мяса, назвал друзей, и между порциями шашлыка мы, играючи, крышу одолели. Вышло веселее и дешевле, и еще вопрос - у кого было бы качественнее. Да, мы, белоручки, не умеющие толком гвоздь забить, делали это первый раз в жизни, зато с энтузиазмом! А это уже немало.
Много говорится сегодня о проблеме безработицы в стране: проводятся исследования, заседают авторитетные "круглые столы", публикуются научные статьи. Но вот уже восемь лет выходит в свет республиканская газета "Вакансия". Сорок четыре страницы вплотную заполнены объявлениями от фирм, компаний, фабрик, ТОО, кафе, автоцентров и так далее, и так далее. Кто только не требуется! От лифтеров до директоров, от домработниц до директоров департамента и президентов фирм. С образованием и без, с опытом работы и без, срочно, по удобному графику, с премиями и бонусами. Переводчики и инкассаторы, секретари-референты и водопроводчики, курьеры, фасовщики, охранники, лепщицы пельменей, инженеры, мангальщики, акушеры-гинекологи, бухгалтеры, стюардессы, флористы-озеленители - диапазон позарез нужных специальностей столь велик, что в нем можно обнаружить даже доселе неизвестные. Скажем, супервайзер или логист. Или вот интересная профессия: фаршесоставитель. А еще есть внушительный по объему раздел под рубрикой "Обучение" - здесь представлены самые разные курсы. Иди - учись, работай!
Меж тем в Астане, например, от содействия в занятости, то есть от трудоустройства, отказалось 87 процентов безработных. В Карагандинской области - 36 процентов, в Мангистауской - 29, в Кызылординской - 22. Эти цифры были озвучены на правительственном часе, посвященном совершенствованию методики оказания адресной социальной помощи.
Да если бы одна "Вакансия"! Анонс по радио: "Каждую среду читайте "Работа для всех"! В каждом номере - свыше 6 тысяч рабочих мест". Только в Алматы печатается как минимум еще пяток газет, от первого до последнего квадратного сантиметра заполненных предложениями со словом "требуется".
Я внимательнейшим образом изучил их содержание и заявляю: безработица - это миф! Конечно, существуют определенные - и порой весьма жесткие, в соответствии с должностью - требования к кандидатам. Но полагаю, что рост и знание английского, равно как и наличие диплома о высшем образовании, для разносчика пиццы (ау, девушки, вышедшие "от безысходности" на панель, где вы!) вовсе не обязательны. Да, доходы за месяц у посудомойщицы, по всей видимости, равны двум-трем удачным ночам "бабочки" с маникюром. Но зато не изобьют сутенер или клиенты, не изнасилуют бесплатно и не убьют, в конце концов. Прежде я никогда не читал газет с объявлениями о вакансиях, но теперь, вникая в тему, убедился: с голоду умереть у нас просто невозможно. Работа есть для любого - даже если вы вовсе ничего не умеете делать. Временная, постоянная, почасовая, сдельная, через агентство и напрямую.
И уж коли совсем прижала нужда, можно ведь просто-напросто пойти мыть полы - уборщиц требуется такое количество, что им впору собственный профсоюз создавать и требовать от нанимателей зарплаты, какой душеньке угодно.
Сегодня Казахстан испытывает острый дефицит рабочей силы. В строительстве необходимы 10 тысяч человек, в сельском хозяйстве - более 9 тысяч, в сфере обслуживания - около 7 тысяч.
Потребность в специалистах по техническим наукам и технологиям составляет 22 тысячи человек, в образовании и здравоохранении - 12 тысяч. В то же время, по информации министерства труда и социальной защиты населения, нередки случаи отказа состоящих на учете безработных от предложений трудоустройства, участия в общественных работах, направления на обучение и переобучение.
Известна история с одной хронически бедствующей африканской страной. Ее жители так долго существовали на гуманитарной помощи, что привыкли наглухо ко всему готовенькому. И когда в качестве подпитки пришли мешки с мукой, они не знали, что с этой непонятной субстанцией делать. Пришлось командировать поваров, которые учили уже выросшее на гуманитарке поколение готовить обед. Многие страны, как показывает мировой опыт оказания социальной поддержки, сталкиваются с психологией "получателей помощи". И постепенно стараются перейти к системе по принципу "обеспечение пособиями в обмен на трудовой вклад". То есть та самая пресловутая удочка вместо сваренной добрым дядей и разжеванной рыбы.
Иждивенческий синдром наблюдается и у наших граждан.
Мне могут возразить: легко найти работу только в Алматы, Астане и других больших городах. Но вот данные министерства труда и социальной защиты населения РК. В разных регионах страны 10,5 тысяч семей получают систематически в течение трех лет адресную социальную помощь. Это говорит о том, что они по-прежнему, за три года, несмотря на усилия местных исполнительных органов, остаются в том же круге, даже не пытаясь что-то предпринять. (Кстати, с 2002 по 2006 год объем адресной социальной помощи составил 31 миллиард тенге).
А ведь ситуацию, согласитесь, не сравнить с той, что была лет десять назад, когда предприятия закрывались, заводы безнадежно простаивали. Сегодня производственные процессы оживают и в небольших городах. Но для многих граждан удобнее, да и привычнее ждать от государства подачки, ругая растущие цены.
Мой отец, всю жизнь обеспечивавший семью овощами и фруктами (где бы он ни работал, всегда добывал участок земли, а на пенсии появилась дача), говаривал в таких случаях: "Ага, кто-то должен тебе вырастить, привезти и бесплатно отдать".
И против этой простой логики вечного труженика возразить нечего…
Фото с сайта http://newsimg.bbc.co.uk