В частности, на эту проблему особое внимание обращает национальный перевозчик авиакомпания Air Astana. Совсем недавно случай с пернатыми повторился, причем дважды за сутки.
В этой связи Air Astana хотела бы обратить особое внимание Комитета гражданской авиации, органов местной исполнительной власти и первых руководителей аэропортов Казахстана на орнитологическую ситуацию вблизи аэродромов. Столкновения воздушных судов с птицами представляют серьезную угрозу безопасности полетов.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz задал несколько вопросов на эту тему кандидату биологических наук, орнитологу, директору Центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергею Скляренко.
- Авиакомпания Air Astana достаточно ответственно относится к таким случаям. Они стараются определять всех птиц, которые сталкиваются с самолетами. То есть они не просто констатируют факты, они стараются определить, какие именно птицы попали в аварию. Наша компания АСБК помогает компании Air Astana определить этих птиц. Это важно почему, для того, чтобы понять ситуацию и принять какие-то меры. Дело в том, что есть птицы, которые бывают в аэропортах случайно, тогда тут ничего не поделаешь, а есть птицы, которые держатся возле аэропорта постоянно. Вот здесь мы видим достаточно накопленный опыт защиты аэропортов, защиты воздушных судов.
Есть несколько способов использованных в мире. Но, во-первых, стараются сделать так, чтобы в окрестностях аэропортов, не было птиц, которые гнездятся колониями. В нашем случае это грачи, колониальные виды. В случаи аэропорта Астаны – это могут быть чайки, потому что там недалеко есть водоемы и достаточно много водоплавающих, водно-болотных птиц гнездится. В городах, где есть какие-то водоемы стараются в непосредственной близости от аэропорта не допускать колониального гнездования птиц. То есть с грачами этот вид не охраняемый, если вдруг поблизости взлетно-посадочной полосы появляется колония, то ее надо где-то на ранней стадии просто разогнать, даже не надо убивать птиц. В момент занятия колонии, нужно создать мощный фактор беспокойства, тогда они там не загнездятся. Потому что постоянно летающие птицы пересекают взлетно-посадочную полосу и создают угрозу для самолетов.
Следующий фактор – это мусорные свалки. Свалки должны быть ликвидированы, в радиусе нескольких километров желательно от взлетно-посадочной полосы, а уж в непосредственной близости их вообще не должно быть. В таких вопросах, конечно за решение проблемы должны браться местные власти. Авиакомпания здесь сделать не может ничего. И сам аэропорт тоже не сможет сделать ничего без местных органов власти. А власти должны обратить на это серьезное внимание и все свалки и все остальные источники корма полностью ликвидировать. Это не только свалки, это место куда высыпают к примеру корм, зерно, которым кормят скот и других животных на открытых площадках, куда могут летать птицы на постоянную кормежку.
Самый плохой вариант, когда сочетается место ночевок птиц, массового отдыха или колониального гнездования, или где-то через взлетно-посадочную полосу с другой стороны место кормежки, тогда птицы с регулярностью утром и вечером летают туда-суда.
С перелетными птицами должны быть ликвидированы условия на взлетно-посадочной полосе. Не должно быть высокой травы в аэропорту, периодически траву нужно чем-то протравливать, чтобы там было поменьше каких-то насекомых, потому что насекомые вылетают на бетон и там птицам их легче добывать, естественно птицы там держатся и возникают риски.
Есть способы отпугивания птиц, повышение орнитологической безопасности аэропортов, то есть в мире они отработаны достаточно хорошо. Это прежде всего шумовые отпугивали, есть орнитологические наблюдения в аэропортах. Обычно в штате какой-то человек или со стороны привлеченный, он сидит какое-то время в аэропорту и смотрит куда, и какие птицы куда летают. Как только появляются какие-то скопления птиц или регулярное направление полетов, которое угрожает самолетам и начинают выяснять почему птицы туда летают. И стараются все эти привлекательные для птиц объекты, сделать неблагоприятными для обитания птиц.
Причем об уничтожении птиц речь идет очень редко, стараются обойтись отпугиванием и этого хватает.
В аэропорту "Домодедово" использовали соколов, для отпугивания других видов птиц. Нормальный ручной сокол, обычно это сапсан, который способен добыть птичек, например, начинают летать голуби над полосой, выходит человек с соколом на охоту и таким образом голубей отгоняют на какое-то время. Но это в аэропортах, где не супер-интенсивное движение самолетов. Если самолеты в каком-нибудь Франкфурте садятся каждые две-три минуты это не работает, но, а если трафик умеренный, то такие меры отпугивания хищными птицами имеют хороший эффект.
Существует целый ряд способов: отпугивали ставятся оптические, то есть шары вывешиваются и так далее. Для начала в каждом аэропорту нужно определится в чем проблема с птицами: сколько, почему и каких птиц летает.
- На каком ведомстве города лежит контроль вы знаете?
- Нет. Теоретически должны аэропорты за это отвечать. Потому что в принципе безопасность полетов обеспечивает аэропорт. Все авиакомпании обеспечивают безопасность на борту, хорошее техническое состояние и так далее, но, чтобы взлетно-посадочная полоса была в хорошем состоянии, для того чтобы к минимуму были сведены все угрозы безусловно должен работать аэропорт – это его ответственность.
Собственно, аэропорт - это же все коммерческие предприятия. Они берут деньги за свои услуги.
Аэропорты могут организовать наблюдение за орнитологической обстановкой: разобрать сколько и каких птиц и куда летают и зачем по сезонам года - это вполне реально.
Организовать отпугивание, если это необходимо. Аэропорт может обратится к местным властям, ели выяснится, что есть проблема свалок, с предложением ликвидировать их. Аэропорт должен быть инициатором, их структура должна выяснить в чем дело.