С каждым годом география поездок деловых путешественников расширяется. Люди колесят по всему миру, открывая всё новые возможности для развития своего бизнеса, порой подвергая себя различным опасностям. Но все ли путешественники знают о потенциальных рисках при совершении своих поездок и о способах минимизации этих рисков? Все ли компании обеспечивают максимально возможный уровень безопасности своим сотрудникам, находящимся в командировке? - Увы, нет! И казахстанские компании – не исключение. До недавнего времени основной задачей большинства руководителей был контроль над уровнем затрат, их оптимизация, а не эффективное обеспечение безопасности своих сотрудников, находящихся в командировке. О рисках думали далеко не все, а если и думали, то больше надеялись на «авось».
Ну а рисков, без сомнения, в командировках достаточно. Пока ещё не все государства, регионы и города могут похвастаться политической, экономической стабильностью, низким уровнем преступности и высоким уровнем медицинского обслуживания. Кроме того, не стоит забывать и о техногенных и природных рисках. Такие кризисы, как обострение арабо-израильского конфликта, военные действия в Украине, землетрясение в Китае, эпидемия в Африке, массовые беспорядки в Лондоне и Париже показали, что опасность существует везде, даже в благополучной, развитой стране. Согласно, данным американской компании “iJet”, специализирующейся на разработке решений по управлению рисками в сфере туризма, сегодня в мире существуют 41 конфликтные зоны, способные вызвать проблемы для путешественников.
В идеале, координатор бизнес поездок/тревел - менеджер, совместно с руководством компании должен провести детальный анализ существующих рисков, иметь круглосуточно под рукой актуальную информацию о ситуации в мире, просчитать возможные негативные последствия для компании, её сотрудников и принять действенные меры для устранения угроз (например, не отправлять людей в потенциально опасные регионы). Именно так сегодня и происходит в большинстве организации наиболее развитых стран, где приоритетом «номер один» является безопасность сотрудников, а не сокращение и оптимизация командировочного бюджета. И таких компаний становится с каждым годом всё больше.
Ответственные работники создают тревел-политику, отвечающую интересам компании и её персонала, в которой прописаны и все вопросы управления рисками во время бизнес поездок. Соответственно, эти организации принимают меры по оперативному информированию, предупреждению, отслеживанию, ограждению делового туриста от неприятностей, а также меры по оказанию помощи, например эвакуации. Так, например, компании, владеющие детальной информацией о ситуации в Египте, смогли вернуть своих командированных сотрудников до военного переворота 2013 года, вовремя заменив авиабилеты, затратив всего лишь несколько сотен долларов США на каждого человека. Экстренная же эвакуация обошлась бы компаниям в 80 000 – 100 000 долларов США, не говоря уже о рисках для жизни.
Что касается Казахстана, то далеко не все отечественные компании и туристские агентства, обслуживающие корпоративных клиентов, задумываются всерьёз о создании жёсткой тревел-политики, включающей в себя и вопросы управление рисками при планировании и организации бизнес поездок своих сотрудников. В результате проведенного в конце 2013 года Abacus Central Asia исследования, выяснилось, что только у 35% компаний существует жёсткая политика бизнес поездок, у 30% её вообще нет, и у оставшихся 35% она существует в виде каких-то общих правил. В исследовании приняли участие 95 казахстанских компаний нефтегазовой, финансовой, строительной и др. отраслей.
Вспоминаются также рассказы работников некоторых казахстанских компании. Находясь в командировке, они могут спокойно сменить гостиницу, не извещая при этом руководство/тревел-координатора. Или могут вообще жить не в гостинице, а арендовать жильё у абсолютно незнакомых людей (процесс в Казахстане очень популярен!). Кроме того, приводится такой пример: «Работник, находившийся в командировке в Караганде, решил лететь домой через Астану (навестить друзей), никого об этом не предупредив. В Караганде в авиа-агентстве он поменял билет и выехал на такси в Астану. По дороге попал в аварию, получил лёгкую травму и был госпитализирован…». То есть налицо факт того, что компания может и не знать точного местонахождения своего сотрудника в нужный момент. К тому же возникает вопрос – кто должен нести расходы на его лечение?
Два года назад в Алматы во время довольно ощутимого землетрясения некоторые постояльцы одной алматинской гостиницы абсолютно не знали как себя вести и в панике заползали под кровать. Об этом писал в Интернете один из находящихся в тот день в командировке в Алматы и остановившийся именно в этой гостинице. О чем это говорит? - О том, что компании, направляя своих работников в сейсмоопасный регион, скорее всего не проводят для них необходимый инструктаж по безопасности.
Кроме того, в Казахстане не редка ситуация, когда топ-менеджеры одной компании совершают бизнес поездку в одном самолете. Конечно, риск крушения самолета сегодня очень не велик, но всё же не стоит, как говорится, испытывать судьбу не прочность.
В случае авиакатастрофы компания в один миг может потерять своих ключевых работников. Не трудно догадаться, какие могут быть отсюда последствия. Весь мир помнит гибель президента Польши, его супруги, видных польских политиков и практически всего военного командования страны в результате авиакатастрофы под Смоленском в апреле 2010 года. Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали все первые лица государства. А ведь этого можно было избежать. Именно по этой причине многие эксперты рекомендуют семьям летать разными рейсами, то есть папа с дочкой в одном самолете, а мама с сыном в другом. Рекомендации для бизнеса аналогичны - по возможности не летать руководителям компании одним бортом и не проживать в одной гостинице. Выгоднее предупредить подобные риски, чем столкнуться с возможными проблемами, даже если вероятность очень низка.
Следует отметить, что вопрос безопасности полетов в Казахстане волнует сегодня очень многих. Время от времени в СМИ появляются сообщения об авиа-происшествиях в стране. В феврале текущего года первый заместитель премьер-министра РК Б. Сагинтаев в ходе расширенного заседания коллегии министерства транспорта и коммуникаций отметил необходимость разработки в ближайшее время национальной программы по безопасности полетов. По его словам только за последние 5 лет по различным причинам с гражданскими воздушными судами произошли 10 катастроф. Не все идеально у нас и с воздушными гаванями. Инфраструктура многих из них не соответствует в достаточной степени требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO). А это напрямую влияет на безопасность полетов и повышает риск для здоровья туристов.
Как максимально обезопасить своих работников во время деловых путешествий, какие существуют международные эффективные практики, как отследить местоположение своих сотрудников, какие существуют технические решения для этого, как быстро эвакуировать их в случае необходимости…? – Об этом и многом другом сотни делегатов от крупных корпораций и туристских агентств, иностранные и отечественные эксперты в мире делового туризма расскажут во время Международной Конференции ABACUS Корпоративные путешествия, АСТС 2014, которая состоится 22 октября 2014 года в Алматы.
К справке: Abacus International со штаб квартирой в Сингапуре является ведущим в Азиатско-Тихоокеанском регионе поставщиком решений и услуг индустрии туризма, для более чем 20 000 агентств в 31 стране.