Бездушие: карагандинка 14 лет не может добиться выдачи удостоверения личности гражданки РК

Этот вопрос заставил нашу редакцию задуматься после того, как в качестве отклика на публикацию в “КАРАВАНЕ” серии материалов “8 лет под чужим лицом” пришло письмо из Нуринского района.

В нем член коллегии адвокатов Карагандинской области Светлана ПОЛТОРАК поведала историю сельской девушки, которая на протяжении 14 лет не может добиться выдачи ей удостоверения личности гражданки РК.

Причем не может она этого сделать даже после решения суда, предписавшего миграционной полиции признать истца гражданкой РК.

Без бумажки ты?..

“Более четырнадцати лет жительница села Майоровка Нуринского района Карагандинской области ОТУЗБАЕВА Аяжан Шалабаевна, 05.06.1988 года рождения, не может получить удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, так как родилась в Чуйской области Кыргызской Республики, – говорилось в письме. – Дело в том, что после рождения Аяжан Отузбаева вместе с родителями проживала в селе Сосновка Жайылаского района Чуйской области Кыргызской Республики. И когда ей исполнилось два месяца, то есть в конце августа 1988 года, они все вернулись на родину – в село Донское (ныне село Куланотпес) Нуринского района Карагандинской области Республики Казахстан, где Аяжан и прожила всю свою сознательную жизнь”. К письму прилагалось решение Нуринского районного суда от 22 мая 2018 года.

Мы связались с автором письма и услышали поистине удивительную историю…

– Аяжан Отузбаева, так же как героини вашей статьи “8 лет под чужим лицом”, была лишена всех гражданских прав из-за действий сотрудников госорганов, – с возмущением в голосе поведала Светлана Полторак. – Из-за отсутствия удостоверения личности она не могла устроиться на хорошую работу с высокой оплатой труда, получить достаточное образование, зарегистрировать брак или реализовать свои другие немаловажные проблемы и мечты. Она была лишена даже элементарных социальных возможностей. Восемь лет под чужим лицом: уникальный случай рассматривается в суде Караганды

По словам адвоката, виной тому – нежелание сотрудников миграционной полиции Нуринского района разбираться в нюансах, протянуть руку помощи.

Переезды родителей – проблема для детей

– История не такая уж запутанная, – говорит Светлана Зуферовна. – Родители Аяжан – граждане Республики Казахстан, уроженцы Нуринского района. На момент рождения девочки их брак не был официально зарегистрирован, они узаконили отношения, когда вернулись на родину, в поселок Донской Карагандинской области. Вернулись они в конце августа 1988 года, то есть когда девочке было два месяца. А брак зарегистрировали 2 февраля 1991 года.

По словам адвоката, до середины 1996 года родители Аяжан жили в родном поселке. За это время у них родилось еще двое детей – мальчик и девочка.

– В первый класс Аяжан пошла также в поселке Донской, однако в 1996 году ее родители вновь приняли решение уехать в Киргизию. Пять лет они прожили там, но гражданства РК не меняли. И это было правильное решение, потому что в 2001 году они вернулись в село Майоровка Нуринского района Карагандинской области, где и проживают до сих пор. С 2001 по 2005 год Аяжан обучалась в Кировской средней школе села Майоровка, окончила 9 классов.

Проблемы Аяжан Отузбаевой, по словам Светланы Полторак, начались по достижении ею 16-летнего возраста.

– В 2004 году она не была документирована, поскольку ее родители при переезде потеряли ее свидетельство о рождении. А получить его удалось лишь 7 марта 2013 года по запросу миграционной службы ОВД Нуринского района. Однако в выдаче девушке удостоверения личности было отказано на основании того, что якобы недоказанным является тот факт, что на день вступления в силу Закона “О гражданстве РК” от 20 декабря 1991 года она действительно проживала в Казахстане. Родилась в 80 лет: уникальная история о казахстанке, прожившей жизнь без документов

Как говорит Светлана, хождения по кабинетам с этого момента стали неотъ­емлемой частью жизни ее доверительницы.

– Почему начальник отдела миграционной полиции Нуринского ОВД Еркежан СМАИЛОВ не стал принимать документы у Аяжан на решение вопроса о ее документировании, остается загадкой, хотя она обращалась последние три года к нему регулярно, – сетует адвокат. – Знаете, это такое бездушие, черствость к человеческим судьбам и проблемам. Население Нуринского района составляет всего 33 тысячи человек. Все всех знают.

Так неужели нельзя собрать информацию по всем недокументированным людям и помочь им документироваться? Ведь представители уполномоченных органов регулярно выезжают по селам, работают с акиматами.

У нас проходит перепись населения, подворные обходы. В чем сложность? Чем занимается миграционная полиция? А ведь из-за нежелания госслужащих добросовестно выполнять свои обязанности страдают люди! Аяжан, например, всю жизнь работает на низкооплачиваемых работах, потому что без удостоверения она – никто. Сейчас, например, она работает банщицей у частного лица в Астане за мизерную заработную плату.

Решение суда – не аргумент?

По словам Светланы Зуферовны, история девушки без документов тронула ее до глубины души, и она приложила все усилия, чтобы восстановить ее в правах через судебные органы.

– Семья Аяжан совершенно не обеспечена в материальном плане. Девушка юридически не подкована совсем. И моей главной задачей в суде было доказать факт ее проживания в Казахстане на момент вступления в силу Закона “О гражданстве РК”. Для этого я нашла свидетелей – вплоть до первого педиатра Аяжан и ее первой учительницы. Я привела в суд директора школы, где в 1991 году училась девушка, мы нашли подтверждающие этот факт документы, факт ее проживания подтвердили соседи.

Но и в суде представитель Нуринской миграционной полиции упорствовал в своей позиции: мол, виновата сама истец – Аяжан Отузбаева. Он заявил, что девушка и вовсе не обращалась к нему по вопросу документирования.

Суд счел убедительными доказательства, предоставленные адвокатом истца, и вынес решение: “Заявление Отузбаевой Аяжан Шалабаевны – удовлетворить”.

– Но ее мытарства не закончились и после этого! – возмущается адвокат. – Решение суда вступило в законную силу 26 июня 2018 года, после чего Аяжан Отузбаева вновь обратилась к старшему инспектору миграционной полиции с просьбой выдать ей удостоверение личности.

Но он не выполняет решение суда, опять волокитит дело, требует какую-то справку из Киргизии о том, что она не получала там гражданства.

Я, как представитель интересов Отузбаевой, не могу понять, почему со стороны сотрудника миграционной полиции проявляется такое бездушие и нежелание исполнять свои прямые должностные обязанности. Неучтенные ИИН: как казахстанские дети, родившиеся в начале 2000-х, выпали из налоговых реестров

По словам Светланы Полторак, на нынешний момент она подготовила обращение в вышестоящий орган – УМП ДВД Карагандинской области.

– Может быть, публикация истории Аяжан в “КАРАВАНЕ” поможет разомкнуть этот замкнутый круг и заставит представителей миграционной полиции выполнить решение суда, – выразила она надежду на хеппи-энд затянувшейся истории. – Ведь тридцатилетняя женщина до сих пор и не документирована, и никто за это не несет ответственности.

КАРАГАНДА

Автор: Лариса ЧЕН