Без скидки на инвалидность: история казахстанки потрясла жюри кинофестиваля

Быть или не быть?

Фильм “Девушка и море” – вторая часть трилогии “Безграничные возможности” режиссеров Азизжана ЗАИРОВА и Мухамеджана МАМЫРБЕКОВА. Исполнительница главной роли (она же соавтор сценария) является подопечной реабилитационного центра “Арди” для детей с ограниченными возможностями.

В основу драмы, где рассказывается о судьбе девушки – инвалида первой группы, легли события из жизни самой Динары.

Несмотря на тяжелую болезнь, Асель, ее героиня, мечтает создать семью, родить ребенка. Ради этого она готова пройти через любые испытания.

Другие роли в фильме сыграли тоже непрофессиональные актеры с ограниченными возможностями – Тахир УМАРОВ, знакомый зрителям по фильму “Быть или не быть?”, и Канагат ТАСКАРАЕВ, снявшийся в “Раненом ангеле”.

Что касается реального прототипа Асель, то Динара Шарипова стала для многих образцом воли и неограниченных возможностей человека. В 2017 году, в самый разгар съемок картины, делающая карьеру в самом прямом смысле ногами, она, сотрудница отдела кадров одного из казахстанских банков, дистанционно окончила Московский институт экономики и финансов. До этого успешно выставляла свои вышитые ногами картины в Музее имени А. Кастеева. Следующая цель – выйти замуж и родить здорового ребенка, ну и сниматься в кино, конечно.

Сейчас на создателей фильма “Девушка и море” вышла команда американца афганского происхождения Мохаммада Саида, мотиватора, правозащитника и автора комиксов “Wheelchair man” (“Человек в инвалидной коляске”), вдохновляющих людей с инвалидностью жить полноценной жизнью. Им нужна героиня – девушка лет 22.

– Нам показалось, что Динара идеально подходит для будущего комикса, – говорит Азизжан Заиров. – Да, ей почти 30, но выглядит она очень молодо. Скинули трейлеры, фотографии. Мохаммаду понравилось. Мы планируем встретиться с ним на МКФ “Евразия”, который пройдет в Нур-Султане с 30 июня по 6 июля.

“Девушка и море” будет показан на этом фестивале в программе “Социальное кино”.

– Мы все-таки отстояли свою версию – 1 час 52 минуты, хотя заказчик (киностудия “Казахфильм”) требовал сократить картину на полчаса, – с удовлетворением замечают создатели картины. – И хотя дата республиканской премьеры с ним (заказчиком) еще не обговорена, мы хотим сделать ее сразу для двух аудиторий – для обычного зрителя и незрячих людей, как это было в случае с фильмом “Быть или не быть?”. Там актер Тахир Умаров показал, как переносят тяготы повседневной жизни не такие, как все, люди, сыграл фактически самого себя. Но в реальной жизни он никогда этим не занимался. Это все было придумано для того, чтобы парень поверил в себя и пошел дальше. Сейчас Тахир пристрастился к книгам, много и серьезно занимается с логопедом, чтобы избавиться от заикания. Это наше режиссерское условие: если хочешь и дальше участвовать в наших кинопроектах, приложи максимум усилий для шлифовки своего таланта. И он движется вперед. Выступил на конкурсе чтецов в Испании с монологом Гамлета. Взял там золотую медаль. "Девушка и море". Преодолевшие границы

Хорошие сдвиги есть и в судьбе Канагата Таскараева – еще одного актера из фильма “Быть или не быть?”. Стал студентом юридического колледжа, блестяще сыграл в картине “Раненый ангел” Эмира Байгазина роль мальчика, сбежавшего из интерната для умственно отсталых. Сейчас он собирается поступать в университет и остается все таким же заядлым футбольным болельщиком.

“Бессердечные” родители

Режиссерский тандем Азизжана Заирова и Мухамеджана Мамырбекова не исключает, что после появления на экранах картины Динара Шарипова тоже осуществит свою главную мечту – встретит родственную душу и создаст полноценную семью. По их словам, “родить ребенка для себя” – это не про Динару.

– Я не могу рисковать, у моего будущего ребенка должна быть хорошая наследственность, – очень серьезно говорит девушка, которая первые свои самостоятельные шаги сделала в 20 лет. До этого могла только лежать, потом потихоньку сидеть и к 17 годам – ползать на спине.

Динара уже делала попытки обратиться за помощью к казахстанским специалистам, занимающимся процедурой ЭКО – экстракорпоральным оплодотворением. Но те, по словам ее мамы, боятся пойти на это из-за диагноза будущей матери.

На съемках фильма “Девушка и море” Динара познакомилась в Турции с женщиной-врачом родом из Казахстана. Она-то и помогла ей позже списаться с турецкими репродуктологами. Те согласились сделать ей процедуру ЭКО, но, к сожалению, по законам этой страны девушке прежде нужно выйти замуж.

– Я так расстроилась… Теперь будем искать другие пути, – и не думает опускать руки актриса.

Ей есть с кого брать пример.

Самархан и Бибигуль ШАРИПОВЫ, мать и отец Динары, не разбежались, а сплотились, когда узнали о диагнозе своего ребенка.

Они не скрывают, что своей единственной дочери никогда не делали скидок на инвалидность. И вот результат: она стала для них сегодня опорой.

– Когда я с нашей малышкой лежала в Республиканской детской больнице, рядом в основном были матери-одиночки, – рассказывает мама Бибигуль. – Многие мужчины, узнав о постигшей семью беде, оставляли матерей одних с ребенком-инвалидом. Но наш папа не такой. Откуда в нем такая преданность? Не знаю. Может, воспитали таким, а может, любит нас без памяти. “Ни за что!” – ответил он, когда я, поняв, что других детей у нас не будет уже никогда, предложила ему создать другую семью.

А что касается окружающих, то люди в последние годы стали как-то добрее, что ли. По крайней мере, когда мы с Динарой ездим не на инватакси, а в автобусе, другие пассажиры кидаются помогать нам.

Раньше было гораздо хуже. У дочери есть подружка, тоже с диагнозом ДЦП, но более легкой формы, она может передвигаться самостоятельно по городу. Эта мужественная девочка одна растит ребенка, но это ее нисколько не тяготит. Мы привыкли ее видеть всегда светящейся от счастья, но однажды она пришла к нам в слезах. Оказывается, одна пожилая женщина, брезгливо отодвинувшись от нее в автобусе, бросила ей в лицо: мол, уж лучше бы ты сидела дома в четырех стенах, чем портить людям настроение.

Природную красоту Бибигуль Шариповой не портят ни усталые печальные глаза, ни крупные, привыкшие к тяжелой работе руки, а главное – в ней не чувствуется ни озлобленности, ни обиды на жизнь. За единственную дочь она готова в огонь и в воду, но при этом ни она, ни муж никогда чрезмерно не контролировали ее.

Делясь своим опытом воспитания ребенка с ограниченными возможностями в уверенного в себе человека, советует другим родителям, столкнувшимся с такой же проблемой, как у них, не опекать “не такого, как все”, ребенка по пустякам.

– К нему надо относиться, как к обычному полноценному человеку, иначе он останется вечным ребенком, – говорит Бибигуль. – Наши родственники, приходя в гости, ужасались и называли нас бессердечными, когда видели, что мы не бросаемся поднимать дочь, когда она, не удержав равновесия, бесконечно падала на пол.

Сама Динара, к счастью, очень рано осознала, что мы не будем рядом с ней всю жизнь. И пусть с 10-й или даже 20-й попытки, но все делает сама.

Когда окончила школу и собралась учиться дальше, я ей говорила: “Зачем тебе? Другие на твоем месте прекрасно обходятся и без этого”. “Пускай другие делают так, как им нравится, а я хочу учиться, хочу работать, хочу создать семью и, пока вы молодые, родить ребенка”, – ответила моя упрямая дочка. Я даже не сомневаюсь, что у нее все получится. Я очень хорошо знаю своего ребенка.

К слову, школу Динара окончила на дому. Потом дистанционно Алматинский колледж экономики, а затем – Московский институт экономики и финансов. Вышивать бисером научилась, когда ей было 14 лет. Как это у нее стало получаться – создавать с помощью крохотных бусинок картины на полотне – и сама не помнит. Кажется, решила сделать подарок бабушке и вышила ей подушку. Прошедшую несколько лет назад выставку в Музее имени А. Кастеева Динара, собственно, сама и инициировала, написав туда письмо и отправив пару своих картин. А что касается работы в банке, то она ее добилась, неустанно рассылая два года подряд свое резюме. Инвалиду первой группы, о чем Динара всем честно сообщала, компании дружно отказывали. Удача улыбнулась ей, когда она однажды решилась на нестандартный шаг и разместила резюме в социальных сетях. Недавно открывшийся тогда Capital Bank Kazakhstan заинтересовался ее кандидатурой. Начальник отдела маркетинга, выйдя на нее, предложил должность специалиста-маркетолога, а спустя полгода Динара работала по совместительству и в отделе кадров. Каратист с ДЦП, чемпионка на коляске и феноменальный пианист: каких успехов добиваются юные казахстанцы с неограниченными возможностями

– Теперь я сама помогаю родителям, – гордо сообщила девушка.

***

…Сейчас режиссерский тандем Заиров – Мамырбеков ждет результатов питчинга, где защитил свой очередной проект – третью, заключительную часть трилогии “Безграничные возможности”. В кинопроекте “Мама, я живая” затрагивается несколько тем – детдома, беспризорность и онкология. Герои все вместе ищут способ спасти девочку-подростка от смертельного недуга. По словам режиссеров, картина станет гимном всем матерям. В том числе и маме Динары Шариповой.

АЛМАТЫ