Приехав в понедельник в районный центр Алматинской области – город Талгар, мы застали большую часть жителей улицы Софьи Ковалевской, где проживает и Сания Сабирова, около ее дома. Они обсуждали последнюю новость: суд отклонил иск филиала завода ZETA к 69-летней пенcионерке о взыскании с нее ущерба деловой репутации в размере 5 миллионов тенге. К слову, примерно столько стоит ее дом, находящийся в нескольких метрах от завода. Пенсионерка говорит, что судья не только отклонила иск, но и подтвердила, что у людей есть право дышать чистым воздухом:
– Несколько лет назад представители завода хотели выкупить у меня дом, но я не согласилась, поскольку оплату предлагали по расценкам БТИ. Теперь, пользуясь этим фактом, они пытаются выставить меня вымогательницей. Будто я все затеяла ради крупной компенсации за свое жилье. Когда мы сюда переезжали, здесь были прекрасный воздух, тихий уголок. Но в последние три года завод работает даже по ночам. Жильцы соседних улиц жаловались на удушье, головокружение, сильный запах из трубы, грохот... Обращались в санитарно-эпидемиологический надзор, Балхаш-Алакольский департамент экологии и даже к тогдашнему акиму области Серику Умбетову.
На заводе провели проверку, но у проверяющих не оказалось (!) нужного оборудования, и никаких нарушений они не нашли. Да и что они нашли, если, по словам Сании Сабировой, в суде выяснилось, что производство пластиковой продукции даже по бухгалтерским документам не проходило?!
Не добившись толка от проверяющих органов – санитарно-эпидемиологического надзора Талгарского района и Балхаш-Алакольского департамента экологии, пенсионерка заказала независимую экспертизу Республиканскому научно-производственному и информационному центру “Казэкология”. Его сотрудники провели замеры проб воздуха в разное время суток – утром, днем и глубокой ночью. Поскольку помимо всего завод производит пластмассовые изделия, были сделаны пробы на наличие вредных веществ, выделяемых при производстве этого вида продукции, в атмосфере. Так вот: нормы содержания формальдегидов в атмосфере вокруг завода были превышены в 14, а местами и в 17 раз, фенола – в 8 раз, уксусной кислоты – в 3,7 раза! К слову, на самой оживленной трассе города Алматы – проспекте Рыскулова – превышение того же формальдегида составляет всего 3 ПДК!
Ведущий научный сотрудник “Казэкологии” Гульнара РГИБАЕВА пояснила, что вещества, ПДК которых превышена во много раз, являются очень токсичными:
– Это канцерогенные вещества, они очень сильно влияют на организм человека. В первую очередь – на нервную систему, кожные покровы, дыхательную систему и вызывают такие серьезные заболевания, как астма и различные опухоли...
Впрочем, за примерами вредного влияния выбросов завода далеко ходить не надо – в прошлом году скоропостижно скончался муж Сайлаугуль КУЛИЕВОЙ, живущей по соседству с заводом:
– Ему было пятьдесят лет. У него была астма. Он все время говорил, что нечем дышать... Окно откроешь, а оттуда вонь...
Другая соседка завода хронически страдает астмой, но в последние три года у нее произошло обострение заболевания:
– Ночью встаешь – душно, хочешь открыть окно, а на улице воздух еще хуже. Ко всему прочему добавляются шум, грохот, крики рабочих по ночам. Спать невозможно!
Еще один пожилой житель улицы Софьи Ковалевской Ыдырыс АБДЫГУЛОВ говорит, что вредное соседство ухудшает и без того болезненную старость:
– Этот завод нужно убирать отсюда, разве можно такое вредное производство размещать рядом с жилой зоной?!
Сейчас жильцы готовят материалы в природоохранную прокуратуру. Она по закону должна иниицировать экологический аудит на предприятии, поскольку штрафы, которые присуждали заводу, – в 30 и 150 тысяч тенге, – не возымели своего действия. Не было выполнено и решение суда по закрытию завода на три месяца по иску Талгарского районного управления санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарными врачами выявлена куча нарушений. Например, на заводе, “где выпускают стулья, кресла, металлические шкафы, пластиковую тару (ведра и тазики), санитарно-эпидемиологическая ситуация не соответствовала СНиПам, отсутствовал санитарный паспорт предприятия, на территории которого раньше находился хлебозавод. Оно так и не было переоборудовано под нынешнее, более вредное, производство. Самое ужасное – эксперты “Казэкологии” обнаружили, что выбросы воды производились заводом... через дыру в заборе... Прямо на улицу! Когда мы обошли завод, струи грязной воды уже не бежали, как раньше, но на земле остались белые пятна разводов от химикатов и зловонная лужа.
По словам Сании Сабировой, эксперты “Казэкологии” также сообщили ей, что на территории завода находятся все пять видов вредных производств, которые существуют на территории Казахстана.
А что же руководство завода? По словам ответчицы Сании Сабировой, на суде представители завода напрочь отрицали какие-либо нарушения со своей стороны. Хотя под давлением общественности спустя только три с лишним года со дня своего открытия начали собирать необходимые документы для функционирования завода.
Мы вместе с жителями нескольких улиц, прилегающих к заводу, прошли к проходной, желая поговорить с начальством. Вместо бастыков к нам навстречу отправили человека по имени Асланбек, которого жители зовут не иначе, как “психолог”.
– Они его выставляют вперед, чтобы он вел душеспасительные беседы и убаюкивал обещаниями... – резюмировал кто-то в толпе.
Ничего вразумительного от него не добились и мы.
Представители завода стоят на своем: они обеспечивают работой более 300 человек. Но при этом, получается, на здоровье самого народа им попросту начхать...
P.S. Редакция “Каравана” просит природоохранную прокуратуру Алматинской области расценивать этот материал как официальный запрос о проведении экологического аудита на территории филиала завода ZETA в Талгаре.
Алматинская область